Почему важно закрывать глаза на сеансе


Д. А. Никифоров

Давайте поговорим, почему важно закрывать глаза на терапевтическом сеансе. При любой терапии, касающейся психической (и, тем более, бессознательной) сферы человека, пациенту всегда рекомендуют закрывать глаза.

И это не просто так. У этого есть причина. И она в очень простой истине: в каждый момент у человека есть доминирующие стимулы, имеющие для его восприятия в тот или иной момент времени первостепенное значение. Когда глаза человека открыты, то подавляющий поток информации он получает через зрительный канал (зрение – самая «монопольная» модальность (разновидность) восприятия через органы чувств).

Соответственно, при открытых глазах вектор внимания направлен вовне, в физический мир. В таком состоянии внутренний голос человека, как правило, слышен хуже; и вообще, какие-либо сигналы или информацию из бессознательной сферы перебивает внешний доминирующий поток информации, в том числе по зрительному каналу.

Как правило, для того, чтобы переориентировать вектор внимания от физического мира к внутреннему, нужно, по мере возможности, уменьшить объем информации, поступающей из физического мира. Для этого, в частности, и закрывают глаза. Еще просят максимально расслабиться для того, чтобы, также, снизить объем поступающей информации через все органы чувств.

В состоянии сна человек (по крайней мере, по такой схеме, как днем) не воспринимает органами чувств внешний мир. Именно эта особенность сонного состояния дает возможность полностью переключиться на бессознательную сферу и полноценно воспринимать информацию различного смыслового контекста (у кого-то смысловой контекст богаче, у кого-то – беднее). Но, тем не менее, информация в виде четких образов, голосов, звуков, ощущений человек все равно получает (сны), и, что важно, эта информация приходит прямо из бессознательной сферы, а не через 5 пресловутых модальностей (органов чувств), что не уменьшает ее важности, а только наоборот. Во время сна органы чувств активного участия в психической деятельности человека (которая остается полноценной) не принимают.

Получается, глаза необходимо закрывать потому, что эта процедура облегчает контакт человека с бессознательным. А всем известно, что в этом самом бессознательном находится определяющая масса информации, принципиально важная для жизнедеятельности человека.

Между сознанием и бессознательным есть определенный связующий «мостик». Этот «мостик» служит переходным звеном, и «стоит на страже» сознания. В бессознательном находится огромный объем информации, и если на секунду представить, что вся она или хотя бы значительная ее часть окажется в сознании, и при этом неподконтрольна ему, то человек просто сойдет с ума. Здорового человека от сумасшедшего отличает способность осознавать и обрабатывать тот объем информации, который поступает к нему в сознание (у всех этот объем разный). Шизофрения заключается в том, что человек не может «переварить» информацию, которую он получает. Именно поэтому «слышны голоса, и нельзя им не подчиняться». Приведена только одна из форм подобных примеров, но их много… Человек, который «слышит голоса и видит сущностей» не всегда шизофреник. Вернее, до той поры, пока осознает факт их существования, и, главное, дифференцирует себя от них. Когда сознательный контроль над ситуацией пропадает, человек беззащитен, и его поглощает бессознательное, что и есть, по сути, безумие. Бессознательное – это очень хорошая сфера, но без сознательного «фильтра», который адаптирует его к нашему восприятию, мы ничего извлечь не сможем, наоборот, можно «потонуть» в этом океане.

При закрытых глазах контакт с бессознательным усиливается, потому что доминирующим становится информация, поступающая «изнутри». Это для терапии и нужно. Важное отражение вышеописанных закономерностей можно видеть в ЭЭГ(электроэнцефалограмме) – снятии и регистрации электрических потенциалов головного мозга. Существуют 4 основных вида волн ЭЭГ (сортировка по мере увеличения частоты колебаний): дельта-волны, тета-волны, альфа-волны, бета-волны.

Дельта-волны проявляются у здоровых людей в состоянии сна, то есть тогда, когда вся (или почти вся) психическая деятельность проходит в бессознательном (в психофизиологии – на подкорковом уровне).

Тета-волны в норме проявляются в состоянии дремоты и в измененных состояниях сознания. То есть, когда человек еще не спит, но уже не «по-дневному» воспринимает окружающий мир. Сознание, рацио (логический рассудок) депрессированы (угнетены).

Альфа-волны представляют интерес в том плане, что они появляются сразу после того, как человек закрывает глаза.

Обычно в бодрствующем состоянии (когда человек «нормально» воспринимает через 5 органов чувств окружающий мир) преобладают бета-волны – самые высокочастотные волны.

Уже видно, что, по мере переключения вектора психической деятельности из сознания в бессознательное, частота волн ЭЭГ уменьшается. То есть, замедление волн ЭЭГ, говорит, либо о паталогии, либо (если при «нормальном» состоянии замедления нет) о переключении человека в сторону бессознательного (закрывание глаз, дремота, сон и др.).

В измененном состоянии сознания часто регистрируются тета-волны, появляющиеся также при дремоте, просоночном состоянии, то есть, при состояниях, «пограничных», при которых взаимодействие между двумя сферами психики достаточно интенсивное, и при этом есть возможность с наибольшей эффективностью, нежели в любом другом состоянии, вносить новые «информационные пакеты» в систему человека. Это делается, конечно, разными людьми и с разными целями. Часто эта схема применяется для манипулятивного зомбирования. Но не всегда. Каналы, например, сначала «сканируют человека», и, главное, выявляют то, чего ему не хватает, где «дыры», через которые уходит информация или где из-за ее недостатка происходит общий дисбаланс психики. После «сканирования» начинается выборочная корректировка и установка блоков, необходимых человеку для борьбы с враждебными информационными образованиями, которые вызывают нарушения характера, жизненные проблемы, психические заболевания.

Такие установленные блоки будут, как «антивирус» в компьютере, устранять враждебные образования и вместо них будут устанавливаться новые, гармоничные с окружающим миром.

Компьютерная метафора в психологии, все-таки, - великая вещь. Она отражает сравнение психических процессов человека с информационными процессами компьютера. Чувствуете: «вирусы» (информационные деструктивные образования, в т. ч. порча, проклятие и т. д.), программное обеспечение – это составляющие информационные регистры психики, на основе которых работают основные психические механизмы, «антивирусы» - лечебные блоки, восстанавливающие оптимальный баланс и устраняющие разрушительные программы.

По своей сути компьютерная метафора достаточно примитивна, и в применении к человеку, конечно, неполноценна, так как не учитывает огромной разницы в степени сложности систем: «компьютер» – «человек». У человека есть достаточно развитая (по сравнению с нижерасположенными царствами) душа, а у компьютера ее нет. Но некоторые принципы могут проходить через компьютер и человека как общие закономерности. Компьютерная метафора в этом плане достаточно хорошо отражает принцип сходства работы информационных процессов, хотя, повторимся, в сильно упрощенном виде. 

Такое воздействие (корректирующее) может оказывать и гипнолог, но это воздействие, в отличие от каналов, регулируется человеком, восприятие и осведомленность которого о состоянии пациента относительно. Соответственно, терапевт, как бы он не хотел сделать пациенту лучше (может он и сделает), но он просто не обладает такой всеобъемлющей информацией, как энергоинформационные поля, являющиеся частью мироздания, и, благодаря своей структуре, взаимодействующие с психикой пациента напрямую, и, повторимся, сканируют ее изнутри. Это не значит, что гипнотерапию нужно «похоронить». Это очень хороший метод, который можно применять. Важно только, во-первых, опираться на ценности и принципы ненасилия. Во-вторых, действовать осторожно, чтобы не «занести» ненароком какую-нибудь гадость в человека. У метода гипнотерапии есть свои особенности, как и у любого метода, но «рубить с плеча», хоть это и просто, но нельзя.

Также существует метод психоанализа, который очень эффективен в плане того, что с пациентом идет интенсивное взаимодействие, и в процессе этого взаимодействия терапевт, зная заранее закономерности и «пути», по которым «протекает» патология пациента, ведет и направляет взаимодействие так, что пациент «сам» находит выход из ситуации. На самом деле, конечно, не сам (это ему так кажется): терапевт выводит его путем управляемого диалога к мыслям, которые и оказываются ключом к решению проблемы. В отличие от Космических каналов, этот вид воздействия осуществляется с большим участием сознания, хотя ориентирован также на операции с бессознательным, где «хранится» личность. При высоком профессионализме психотерапевта эффективность этого метода также очень высока. Но и в методе психоанализа пациента также часто просят закрывать глаза, лежа на кушетке психоаналитика.

Страх закрывать глаза возникает у людей с психическими заболеваниями (невроз навязчивых состояний, мания, паранойя, психоз, шизофрения), а также у людей с повышенной тревожностью. В вышеуказанных случаях страх необоснован. Обоснованный страх возникает тогда, когда терапевт – нехороший, злой человек, воздействующий на человека с манипулятивной целью, либо дилетант-непрофессионал, совершенно не разбирающийся в людях, и выдающий себя за гуру. Необходимо внимательно, не обманывая себя, разобраться, просто ли это страх потерять контроль над ситуацией, обусловленный повышенной тревожностью, или же действительно есть ощущение негатива от терапевта. Правда, это сложный вопрос: когда человек приходит на лечение к терапевту, и последний начинает с соответствующей целью «копаться» во внутреннем мире пациента, доставать оттуда все, что нужно для избавления человека от проблемы, и это все, как нетрудно догадаться не только «сладкое», значительно больше – Г.

И это Г. не хочет покидать человека, поэтому и создает страх перед потерей контроля над ситуацией, перед каким либо серьезным корректирующим воздействием. Это очень серьезный вопрос, и часто пациент не может сам в нем разобраться. Важна роль профессионального терапевта. Он должен грамотно, нетравматично для пациента, вывести его к осознанию того, что страх потерять контроль над собой – это защита болезненных проявлений, которые не хотят покидать человека. Пациенту объясняют, что, не расставшись с этой частью, которая в настоящий момент «бунтует», выздоровления не будет.

Люди с повышенной тревожностью, как правило, всегда ждут «пакости» от жизни, в том числе и от доктора, поэтому очень боятся хоть на минуту перестать контролировать себя и окружающих. Психические заболевания мы вообще не рассматриваем (особенно с тяжелыми нарушениями личности) – здесь восприятие человека часто некритично, и он находится в плену установок, которые «вцепились» в него, и уходить не собираются.

Разумеется, анализ должен подключать каждый психически здоровый человек, когда идет на лечение. Если возникает ощущение, что это человек непрофессиональный, «темный», способный принести вред, конечно, лучше к нему не ходить. Но, повторяю, важно дифференцировать обоснованный страх от сопротивления терапии, которая губительна для болезненных проявлений в человеке.

Важно еще раз подчеркнуть основной смысл данной статьи. При сопровождающих, вспомогательных операциях, способствующих «настройке» восприятия на бессознательную сферу, любая психотерапия будет происходить значительно успешнее. Речь идет не только о каналах, а обо всех методах, касающихся взаимодействия с психикой пациента. Важен момент, что только лишь при закрывании глаз, ЭЭГ уже реагирует изменением частоты и амплитуды волн, что говорит о качественно другом состоянии, которое нам и нужно для того, чтобы наша работа или работа нашего доктора была наиболее эффективной.

Д. А. Никифоров

 

Памятка пациенту