Измерение динамики физических параметров воздуха и воды.


Актуальные проблемы современной науки, № 3, 2011

Биологические науки Физико-химическая биология

Багиров Э.М., профессор, ректор Института психологии и психоанализа, президент
Шарков В. Ф., доктор технических наук, профессор Российской академии космонавтики, вице-президент (Международная федерация комплементарной медицины)

 

От артефактов к фактам: измерение динамики физических параметров воздуха и воды в помещениях, где проводятся «оздоровительные сеансы комплементарной медицины»

В научных лабораториях Международной Федерации Комплементарной Медицины (МФКМ) около десяти лет проводятся системные экспериментальные исследования, направленные на прояснение природы всякого рода «странных» физических явлений, которые часто сопровождают процессы лечения пациентов методами из арсеналов древних индийских практик. Изучение подобных явлений весьма актуально, ибо способствует минимизации «эзотерических» обоснований новых методов лечения.

Научные сотрудники Института при МФКМ разработали комплексную методику диагностики ряда физических процессов, которые воспроизводимо проявляются в помещениях, где организовано лечение пациентов методами комплементарной медицины. В монографии [1], а также в 18 научных статьях (см. обзор в [1]), описаны методики, диагностические приборы и экспериментальные наблюдения изменений радиационного фона, температуры и влажности воздуха в помещениях, где проводились так называемые оздоровительные сеансы. Для регистрации изменений различных физических параметров в этих помещениях успешно применялись как известные стандартные физические диагностические средства, так и специально разработанные методики, например, на основе запатентованных нами «водных сенсоров» [1].

Активные исследования по заявленной выше теме начались в 2002 году. Но только осенью 2010 года нам впервые удалось применить одновременно в серии профессионально подготовленных в инженерном отношении оздоровительных сеансов большое число разработанных к данному периоду диагностических средств. Особо надо отметить креативное использование «шумометров» для измерения динамики звукового фона в лабораторном зале. Существенная новинка наших исследований состояла в том, что здесь впервые измерялись не только слышимые человеческим ухом звуки и широко известные ультразвуковые колебания, но и инфразвук в диапазоне от 4 до 10 герц. Этот диапазон звуковых частот в индийских практиках иногда именуют деяьтаритмом. Именно с подобными вибрациями некоторые классики индийской (восточной) культуры связывают механизм взаимодействия «учитель -ученик» и «целитель - пациент».

Измерительные приборы предварительно прошли необходимые процедуры аттестации и имели соответствующие сертификаты, В качестве лаборантов работали дипломированные инженеры - физики с солидным базовым образованием МИФИ, МФТИ и МГУ.

В пяти сериях опытов получен значительный по объему массив данных. Детальную информацию о результатах планируется опубликовать в специальной научной монографии.

В данной работе обсуждается только часть экспериментальных фактов, которые, тем не менее, в своей совокупности позволяют уверенно утверждать, что в ходе оздоровительных сеансов нами зарегистрирован факт корреляции меж собой временнЫх изменений ряда совершенно разнородных физических параметров. В зале площадью 120 кв. метров во время сеансов наблюдалось «странное», ничем и никем не организуемое, но, тем не менее, скорре-лированное по времени изменение уровня радиации, влажности воздуха и амплитуды инфразвука. Например, на 25-той минуте одного из сеансов наблюдалось уменьшение радиоактивности примерно на 30-40 % и одновременно отмечен 40-процентный скачок влажности воздуха. В этот же момент резко, втрое - впятеро выросла амплитуда инфразвука в диапазоне от 4 до 8 герц. В некоторых сеансах отмечался рост инфразвука до болевого порога в 100 децибел, что примерно соответствует шуму авиадвигателя или поездов московского метро. Коррелирующие пакетом изменения параметров, как правило, регистрируются 2 или 3 раза в течение 1,5 - часового сеанса. При этом каждый следующий максимум измеряемых параметров меньше предыдущего.

Изменение радиации имеет другой знак в сравнении с изменениями шумов и влажности. В моменты падения радиационного фона приборы регистрируют резкое усиление инфразвука вплоть до болевого порога в сотню децибел и 30-50-процентное повышение влажности воздуха. Такое поведение влажности в начале сеанса кажется вполне естественным: «пациенты надышали». Но примерно через час мы практически во всех опытах отмечали «полную физическую нелепость» внезапного и непонятного уменьшения влажности в помещении, где более часа находилось 50 пациентов. Как только к концу сеанса традиционно [1] радиация возрастает до своего уличного фона - немедленно уменьшается влажность примерно до своего начального значения.

Высокочувствительный прибор ЭМИ-50 фирмы «Quarta - rad », измеряющий флуктуации магнитных и электрических полей, в критические моменты комплексных изменений радиации и инфразвука внезапно «просыпался» и течение 10—30 секунд регистрировал значительное скачкообразное возрастание ЭМИ. В другое время никаких флуктуации не отмечалось.

Первый же анализ результатов наших исследований и их обсуждение с коллегами выявили острую необходимость особого вида контрольных опытов. Речь пошла не только о целесообразности дополнительных калибровок приборов и о совершенствовании методических процедур. Специфика этих конкретных исследований потребовала срочной проверки гипотезы о влиянии / не влиянии пациентов на результаты измерений. Вместо контрпродуктивного обсуждения степени ненаучности подобной гипотезы мы просто поставили дополнительную серию контрольных опытов для её проверки.

В марте 2011 года была проведена серия опытов «без пациентов». Все приборы были задействованы по той же схеме, как в обычных «оздоровительных сеансах». Тот же «оператор космоэнергетических каналов» работал по обычной методике на пустое помещение. Обнаружено существенные отличия в результатах измерений в сравнении с обычными сеансами:

• не зафиксировано никаких изменений параметров «водных сенсоров» (электропроводность и т. п.);
• уровень амплитуды инфразвука в диапазоне 4—10 герц практически не отличался отзвуков, воспринимаемых человеческим ухом;
• колебания влажности в помещении не превышали диапазона погрешности приборов.

Динамика изменения радиоактивного фона в пустом помещении повторяла соответствующие характеристики, типичные для обычных оздоровительных сеансов, но при этом глубина падения величины радиации была несколько меньшей. В моменты минимума радиации отмечались пульсации электрических и магнитных полей.

Авторы «приняли к размышлению» результаты контрольных опытов, особенно в части отсутствия мощного инфразвука в помещении без людей. Этот факт, в принципе, можно считать доказательством равноправного участия пациентов в процессе лечения. Но, конечно же, столь серьёзное утверждение требует дополнительных исследований.

В данной работе авторы из-за архисложности изучаемых процессов даже не ставили целью и не надеялись быстро найти научное объяснение обнаруженного в опытах «странного» эффекта периодической корреляции разнородных физических параметров в ходе сеансов комплементарной медицины. Возможно, в будущем будут привлечены смелые гипотезы и новые теории для описания механизмов связи этих параметров. Но сегодня, по нашему мнению, достаточно признать, что здесь работают какие - то неочевидные для традиционных наук закономерности.

Для прояснения этой ситуации предстоит ещё многое сделать. Прежде всего, необходимо организовать интенсивные комплексные экспериментальные исследования явлений на границах привычного для физиков материального мира. Именно в этом пограничном слое особенно ярко проявляются «фриндж» (пограничные) эффекты, их детальное изучение даёт шанс приступить к реальному строительству новой научной парадигмы. Мы уверены, что синтез традиционной и «нетрадиционной» науки - важнейшее условие, которое на долгие века откроет дорогу к устойчивому развитию человеческого общества.

 

Литература

1. Э. М. Багиров, В. Ф, Шарков, И. Е. Лебедева Артефакты или факты? - М.: ПРОБЕЛ-2000.

 

 

Научные исследования Космических Каналов