Джайнская лестница к освобождению (pdf)
Практики джайна-йогов (pdf)
Дели - IV конгресс джайнов (foto)
Прекша Медитация (pdf)
Джа даст нам все. У нас больше нет проблем. Когда я с тобой, Ты - мой единственный дом. Что я могу еще? Что я могу еще?..
Борис Гребенщиков, 1981 г.
Слова джайна-йога знакомы каждому еще с детства. Йога - Яга, Джайн - Джин - не правда ли похоже. Слово джайн имеет два смысла: 1) джайн -последователь пути победителя, джин - победитель иллюзий; 2) джайн (санскр.) - человек, у которого правильные мысли, правильные желания, правильные поступки. Слово йога (санскр.) - обозначает связь, единение, сосредоточение, усилие. По сказкам мы знаем о Джинах, да и про Бабу Ягу слышали тоже. А ведь у джайнов, как и у сказочного персонажа имеется метелка. Людям свойственно все непонятное для их разума облачать в таинственное, сказочное. Духовная чистота и аскетизм, к сожалению, не всегда вызывают у людей почитание, уважение и желание стремиться к такому же состоянию души. Когда встречаешься с джайнами, кажется, что имеешь дело с Божествами. Особенно поражает то состояние, в котором находятся эти люди: это любовь ко всему и всем. Любовь не в понимании современного человека, а любовь в понимании истинного значения этого слова — когда человек хочет только отдавать и не требует ничего взамен.
Наряду с индуизмом и буддизмом, джайнизм - одно из древних духовно-религиозных направлений, которое породил индийский общественный гений. Джайнизм выделяется строжайшим соблюдением нравственных заповедей, особенно ненасилия (axимса). Для соблюдения (ахимсы) - джайны -имеется в виду монахи, никогда не путешествуют на транспорте, ходят только пешком и босиком, а при необходимости очищают себе путь метелочкой от насекомых. Ее часто держат в руках индийские божества, полубожественные сущности и сопровождающие их лица. Является одним из восьми символов удачи. Во время разговора существует вдох и выдох, а это приводит к сильным вибрациям воздуха, что может быть губительным для определенных живых существ и чтобы случайно ничто не попало в рот, его закрывают специальной повязкой. Неубииство — первая и самая главная заповедь джайнов. «Все хотят жить, никто не хочет умирать. Вам ведь не нравится, когда вас убивают. Никого не надо убивать - ни насекомых, ни растений. Это надо практиковать в своей жизни.», - так говорит один из святых джайнов Муни Махендра Кумар.
Символ джайнизма представляет собой набор различных эмблем, каждая из которых имеет глубокое значение. Этот символ был принят всеми сектами джйнизма во время празднования 2500-й годовщины нирваны Махавиры.
Контуры символа обозначают вселенную (лока). То слово, которые вы видите в центре круга, это «ахимса» (т.е. «ненасилие»). Нижняя часть фигуры представляет семь адов (нараки), средняя – Землю и другие планеты (манушьялока), а верхняя – небесные миры богов (девалока) и обитель сиддхов (сиддхашила). Джайны верят, что вселенная никогда не была сотворена и никогда не будет разрушена. Её форма может измениться, но во всех остальных отношениях она всегда была и останется прежней. Поднятая рука означает «стоп». Слово в центре круга – «ахимса» («ненасилие»). Эти два символа напоминают нам, что прежде, чем сделать что-либо, следует остановиться на минуту и дважды подумать. Это даёт нам возможность тщательно проанализировать нашу деятельность, чтобы быть уверенными в том, что она не причинит никому вреда: как то мыслью, речью и делом. Кроме того, подразумевается, что мы не должны просить других совершить какие-либо дурные поступки или одобрять совершение таковых. Колесо на ладони показывает, что если мы проигнорируем все эти предупреждения, останемся невнимательными и продолжим совершать насилие, то, подобно тому, как колесо вращается вновь и вновь, так и мы продолжим вращаться в непрерывном цикле рождения и смерти.
Четыре «руки» свастики напоминают нам, что мы можем родиться в любом из четырёх уделов: богов, людей, животных (включая птиц, насекомых и растения) и адских существ. Нашей целью должно быть не перерождение, а освобождение. Свастика напоминает нам, что сделать это можно, лишь став одной из «опор» четырёхчастной джайнской общины. Четыре «опоры» – это монахи, монахини, миряне и мирянки. Это означает, что сначала нам следует стать истинными мирянами, ну а когда мы сможем преодолеть наши общественные привязанности, то мы должны отречься от мирской жизни и принять монашество, которое и приведёт нас к освобождению.
Три точки над свастикой символизируют Три Драгоценности джайнизма: правильную веру (самьяг-даршана), правильное знание (самьяг-джняна) и правильное поведение (самьяг- чаритра). Мы должны обладать всеми тремя: лишь в этом случае мы сможем достичь освобождения. Под правильным знанием подразумевается знание о том, что душа и тело различны, и что освобождения достигает душа, а не тело. Под правильной верой имеется в виду необходимость веры в слова Всеведущих Победителей. Правильное поведение подразумевает, что наши действия должны быть свободны от привязанности и ненависти.
На самой вершине символа изображена маленькая дуга. Она представляет обитель сиддх, известную как сиддхашила. Это окончательное место покоя освобождённых душ. Точка наверху представляет сиддху. Чтобы достичь этого состояния, душа должна разрушить всю связанную с ней карму. Каждое живое существо должно прилагать усилия к достижению этого состояния освобождения.
Джайнизм. Один из главных вопросов, которые задают себе джайны: «Кто есть Я?». И ответ таков: «Если я живое существо, то у меня есть душа - я не должен совершать самоубийство. У другого человека тоже есть душа - его тоже нельзя убивать». «Я есть душа» - вторая заповедь джайнов." Целью практик джайнов является очищение и соединение со своей душой, когда человек достигает этого, он становится сам Богом. Проживая жизнь и умирая, человек оставляет все свои желания, эмоции и поступки в кармическом теле. Если совершить плохое действие - получаем плохое, совершить хорошее - получаем хорошее. Таким образом, кладем ответственность за свои действия на свою душу. Все, что случается с человеком, создает он сам - а «не Бог дает». Третья заповедь джайнов - не класть ответственность за свои деяния на свою душу — не нарабатывать плохую карму. Закон кармы, закон причинно-следственных связей, рассмотрен в джайнизме так подробно, как ни в одном из духовно-религиозных направлений. Карма - это беспристрастный компьютер, который никогда не ошибается.
История джайнизма. Джайнизм был основан Вардхаманой Махавирой, старшим современником Гаутамы Будды. Родился он в 599 г. до н. э. в семье местного правителя в Кундафаме, в роду Найя (Джнята). Вардхамана женился в юном возрасте, мирскую жизнь оставил в тридцать лет и предался аскетизму. Он долго постился без воды (т.е. голодал), занимался духовными практиками и через двенадцать лет достиг просветления. Открывшиеся ему знания Лорд Махавира стал проповедовать. Он признавал существование предшественников вероучения и свой долг перед ними, которые известны под именем «тиртханкаров» (устроителей переправы) и джинов (победителей), поскольку они превзошли себя. Джайнизм прославляет Вадхаману Махавиру, как двадцать четвертого и последнего тиртханкара. Он был толкователем догматов, унаследованных от двадцати трех предыдущих тиртханкаров. Первым легендарным тиртханкаром был Ришабха. Согласно джайнским источникам он прожил 8,4 миллиона лет. Возможно, Ришабха был историческим лицом, прожив разумное в нашем понимании число лет. О нем есть упоминание в Ригведе, Бхагавата-пуране. Двадцать третий тиртханкар Паршванад принадлежал к зажиточной семье из военного сословия, проживавшей в Варанаси. Его учение было весьма влиятельно. Духовность Махавиры формировалась под влияние традиций Паршванада. Лично они друг друга не знали - Паршванад жил в седьмом веке до н. э. Облик, который имеет джайнизм сейчас был сформирован Вардхаманой Махавирой. Двадцать вторым легендарным устроителем переправы был Ариштанеми. Это был современник Кришны (3 тыс. лет до н. э.), его имя упоминается в Чхандогъя - упанишаде. Среди тиртханкаров была и женщина — девятнадцатый тиртханкар по имени Малли.
Вопрос обнажения тела стал в основном главной причиной раскола джайнской общины, который произошел около 300 г. до н. э Если дигамбары -(«одетые в свет»), ходят обнаженными, то шветамбары - («одетые в белое»), одеваются в белые хлопчатобумажные ткани (типа марли). Последние считают, что наличие или отсутствие одежды не делают человека духовным победителем. Дигамбары все же не позволяют своим монахиням ходить обнаженными. Более того, они считают, что женщина не может достичь освобождения. Шветамбары не придают половой принадлежности никакого значения - достичь просветления может каждый, надо только практиковать и выполнять заповеди. Пол имеет тело, а к душе это не имеет никакого отношения - это субстанция вечная и бесполая.
Последний тиртханкар Махавира умер в 527 г. до н. э., оставив после себя общину из монахов и монахинь примерно численностью 14000 человек. На сегодняшний день в джайнизме есть четыре ордена:
1. дигамбары - не носят одежду, их численность около 500 человек.
2. стананваси - живут оседло, имеют имущество, которое им предоставляют почитатели.
3. муртипуджи — поклоняются идолам (Божествам).
4. шветамбары - нынешнему ордену терапантов 250 лет.
Орден терапантов наиболее многочисленен и насчитывает только монахов и монахинь около 10 тысяч человек. Возглавляет орден сейчас Его Святейшество Ачарья Махапрагья. Ачарья - это не только Гуру, Учитель и духовный наставник, но и научный руководитель, который имеет степень доктора наук. Нынешнему Ачарье 83 года, у него есть приемник - молодой Ачарья Махашраман, которому сейчас 42 года. Ачарья выбирается из монахов по достижениям в духовных практиках и науках, его учат и готовят к ответственной миссии.
Сегодня джайнизм представляет меньшинство по сравнению с буддизмом в Индии, но не застывшее в своих догмах, и это имеет свои плоды, ряды джайнов растут. В 1949 году в Ранджастхане началось движение Ануврата под руководством Ачарьи Тулси. Название движения «Малые обеты» дает само о себе понимание, что даже второстепенные обеты джайнов способны привести к огромным переменам в жизни человека и общества.
Ачарья Тулси умер в 1997 году в возрасте 82 лет. Он лауреат Нобелевской премии за дело мира и имел более 5 миллионов учеников, за свою жизнь прошел более 100 тысяч километров, проповедуя учение джайна-йоги. Приемник Ачарьи Тулси Ачарья Махапрагья продолжает его активную деятельность по распространению учения.
В октябре 2002 года был открыт и проведен 1-й съезд джайна - йогов. В ходе него состоялись теоретические и практические занятия для всех желающих. Единственной иностранной делегацией на съезде были представители России. 5 декабря 2002 года Ачарья Махапрагья открыл марш мира по Западной Индии. Несколько месяцев вместе с сопровождавшими его монахами и мирянами он прошел путь в 2000 километров по дорогам штатов Раджастхан, Гуджарат, Махараштра, Мадья, Прадеш. Главной целью «Ахимса ятра» - (название марша) являлась кардинальная перестройка сознания людей. Преодоление негативных сторон сегодняшней жизни, таких как нищета, преступность, коррупция, несправедливость и загрязнение окружающей среды не может быть решено лишь с помощью изучения основных принципов религий и социальной нравственности. Только пробуждение сознания людей для саморазвития и ненасилия, культивирование благородных профессий может привести к исцелению общества — такие цели имел этот марш. В октябре 2003 года в Сурате, Гуджарат состоялся 2-й съезд Джайнов. В этот раз уже было несколько иностранных делегаций.
В 2005 году, в январе, в пустыне Тар - оазис Ладнун, где гуляют павлины и бьют фонтаны, состоялся 3-й съезд джайна-йогов. На территории оазиса находится музей джайнизма, где хранятся бесценные реликвии, культурное наследие - картины, изделия, подарки почитателей. Также там находится и библиотека - здесь хранятся книги и рукописи, которым более 1000 лет. Энергетическим центром Ладнуна является место, где находится урна с прахом Ачарьи Тулси. Во время съезда были даны начальные практики джайна-йоги - пранаяма, асаны, техники медитации и специальные техники расслабления и работы с негативными эмоциями. На съезде были делегации из Германии, США, России. Впервые за всю историю существования этого древнего учения официальное разрешение преподавать медитацию (Прэкша) получили 20 человек из Российской делегации, которую возглавлял лидер классической космоэнергетики Эмиль Михайлович Багиров. Это — беспрецедентное событие, но и огромная ответственность и радость за всю Страну (в составе делегации были россияне, украинцы, молдаване). До сих пор ни одному жителю другой страны подобное джайна-йогами не разрешалось. Каждому члену нашей группы были даны духовные имена, лично Его святейшеством Ачарьей Махапрагьей.
Культурное наследие. Литература джайнизма западными историками далеко еще не в полной мере изучена. Но это не значит, что ее нет или ее историческая ценность от этого уменьшается. Ситуация сейчас меняется по мере расширения знаний о этом древнем религиозно- духовном направлении.
В древние времена для передачи знаний и практик существовала только устная передача от Учителя к ученику. И сейчас для получения такого уровня знаний нужна только устная передача. Еще с древних времен, считалось, что письменное слово полезно для торговцев, но не подходит для сокровенных знаний. Канон джайнов был впервые записан в середине пятого века н. э. Согласно шветамбарам, джайнский канон состоит из сорока пяти сочинений, труды канона в отдельности называются Агамами. Иногда число канонических писаний принимают равным восьмидесяти четырем, где учитываются также тридцать шесть Нигам, которые приравниваются к Упанишадам. Все эти бесценные произведения сродни Ведам, сопровождаются многочисленными толкованиями. Эта толковательная литература составляет десять оригинальных трактатов, известных как Ниръюкти (санскр.).
Священная литература джайнов включает в себя Пураны (священная энциклопедия) и Чаритры (жития святых), а также множество неканонических трудов. Из неканонических трудов наиболее известен Тарангавати, поэма автора Сури. Более старым произведением, около 100 г. н. э. Считается Паума-чария Вималы, джайнская версия Рамаяны. Очень известным философом джайнизма был Умасвати, живший в это время, он автор знаменитой Таттва-артха-адхигама-сутры. Его влияние на джайнизм сравнимо с авторитетом Шанкары в индуизме.
После Умасваты, самого прославленного джайнского философа, идет дигамбарский ученый Кундакунда, чьим наиболее известным произведением считается Самая-сара, это относится к четвертому веку н. э. В восьмом столетии творил Харибхадра Сури - философ, логик, художник, который написал около 1400 трудов. Наиболее известны из них Йога-бинду и Йога-дpuшmu-самуччая. В одиннадцатом веке жил и творил Хемачандра, автор Адхъятма-упанишады. Кроме того, джайны создали множество трудов по логике - область, где они внесли важный вклад в индийскую философию.
Окидывая взглядом многообразие джайнской литературы можно сказать, что джайнизм процветал на протяжении многих столетий и тысячелетий. Наиболее примечательная черта научного мировоззрения джайнизма состоит в том, что несмотря на формальное разделение, расхождения между орденами джайнов минимальны. В отличие от буддизма джайнизму удалось сохранить в целостности свои основополагающие учения на протяжении более двух тысячелетий. Очень высокие требования аскетизма помешали добиться такой популярности в мире, что выпала на долю учения Будды. В 13 веке мусульмане истребили тысячи джайнских монахов и монахинь, разрушили их монастыри, библиотеки, что на некоторое время подорвало жизнестойкость джайнской культуры. Несмотря на все это, джайны сохранили и проявляют высшую преемственность между древней индо-сарасватской цивилизацией и современной индийской культурой.
У джайнов есть университет Прэкша Вишну Барти - это духовная община и институт для всех желающих, кто хочет обучиться и постигать достижения, которыми обладают лишь духовные святые и монашество. У джайнов очень хорошие отношения с буддистами и индуистами. Когда в Дели был Иоанн Павел II, Ачарья Махапрагья встречался с ним. Джайны уважают и не считают препятствием для занятий Прэкша Медитацией (медитацией восприятия) религиозные и философские убеждения человека. Главное, чтобы эти убеждения не мешали людям любить друг друга и заниматься духовным развитием и практиками. Главная цель и желание джайнов - это учить людей жить правильно, станут ли они джайнами или нет, это не главное, но они должны стать хорошими людьми. История джайнизма - это важный урок истории, доказывающий действенность обетов в жизни, которая строится скорее на духовных, нежели на материальных ценностях, -умение, которое почти забыто в современной техногенной цивилизации.
Знак ОМ - мистическое сочетание звуков «А-У-М» почитается как браминами, так и джайнами, буддистами. Верующие полагают это буквосочетание слишком сокровенным, чтобы его можно было просто так произносить вслух; зачастую, оно обозначается лишь одними губами. На знаке ОМ написаны пять основных джайнских мантр.
Янтра «ДВАДЦАТЬ» - предмет, способный концентрировать, аккумулировать и передавать энергию. Все разновидности янтр даны человечеству самим Создателем. Придуманные человеком янтры не обладают вышеперечисленными свойствами. Сила этой янтры так велика - у кого она есть, тот достигает Бога.
АСТАМАНГАЛА - или восемь джайнских благоприятных символов или великих эмблем, притягивающих счастье и удачу Белый зонтик-балдахин -защищает от дурных желаний. Две рыбы олицетворяют существ, которым удалось освободиться от океана несчастий земного существования. Сангха, белая раковина моллюска, символизирует счастье обращения к правде, а также своим шумом прославляет святых. Дхвайя - флаг, символизирует победу. Шриватса -бесконечный узел, или мистическая диаграмма, символизирующая бесконечный цикл реинкарнаций. Калаша - вода или сосуд - сокровищница духовного благосостояния, в ней содержится амрита. Падма — водный элексир бессмертия -символизирует чистоту. Чамару, метелочка, сделанная из серебра и кисточки от хвоста яка, символизирует проявление тантры. Такой символ используется во время ритуальных чтений, им также обмахивают святых во время проведение благоприятных религиозных церемоний.
Учение джайнов. Избавление происходит с убыванием кармы, а это достигается посредством самосозерцания. (Хемачандра. Йога-шастра) Основой философии джайнизма является тщательно разработанный путь, ведущий человеческое существо от обусловленного существования и страдания к абсолютной свободе, радости и несравнимому могуществу. Джайн - не признак рождения, а признак духовных практик. Даже для домохозяина возможно обретение свободы - ни возраст, ни вероисповедание, ни пол - не являются препятствиями. Учение о карме является основным знанием, которое позволяет достичь просветления. В джайнизме учение о карме рассмотрено так наглядно, как ни в одном духовно-религиозном направлении. Вся карма разделяется на две основные категории - никачита (то, что придется испытать) и шитхила (то, чего можно избежать путем практик йоги). С точки зрения временного воздействия, карма разделяется по трем видам:
1) сатта-карма - накопившаяся в прошлых жизнях;
2) бандха-карма - создающаяся в нынешней жизни и оказывающая воздействие в следующей жизни;
3) удая-карма - действующая в нынешней жизни.
Существует 8 видов первичной кармы, которая и формирует возможность и скорость по пути к освобождению.
1) джнянаварания - карма, заслоняющая истинные знания;
2) даршанаварания — карма, мешающая приятию джайнского кодекса морального поведения;
3) ведания - карма, ведущая к испытанию удовольствия и боли;
4) мохания - карма, вызывающая иллюзии;
5) аюшка - карма, определяющая продолжение жизни;
6) нома - карма, определяющая социальное положение;
7) готра - карма, определяющая происхождение;
8) антарая - карма, являющаяся разрушительной.
Пока человек создает неправильные мысли, формирует неправильные желания и совершает неправильные поступки - он подвластен закону кармы. Практики джайна-йоги позволяют достичь состояния параматмы: когда закон кармы уже не властен над человеком, тогда он достигает освобождения. Пока карма нарабатывается, человек привязан к материальному миру и непрерывно находится в круговороте рождений и смертей. Джайны понимают карму, как некий род вещества, которое создается, запасается и уничтожается. Только посредством ослабления кармического влияния и в конечном итоге полного избавления от кармы сознание (атман), (джива) может очиститься и преобразиться в безграничное сознание. Истинной сущьностью человеческой индивидуальности у джайнов является"- (атман), (джива), т. е. Душа.
Эти все понятия взаимозаменяемые, атман относится к трансцедентальной природе, джива - есть Я, которое находится в тенетах своих собственных производящих карму действий. Все виды кармы хранятся в кармическом теле человека (кармана-шарира), джайны считают его самым сокровенным из пяти тонких тел человека. Остальные тела таковы:
1) физическое тело (аударика-шарира);
2) изменчивое тело (вайкрия-шарира) - может быть «обретено» аскетом, который умеет изменять его;
3) выделяемые тела (ахарака-шарира) — временно созданные, с последующим отделением от физического тела;
4) огненные тела (тайджаса-шарира) - неразрушимые тела, аскеты используют такое тело для сжигания предметов.
В джайнском каноне описана классификация сущностей мира. Есть два вида одушевленных сущностей: первые - сансарины, которые подвержены страданиям и зависят от материального мира; вторые — сиддхы, которые избавились от уз сансары, они лишены пространственного и временного местоположения и испытывают только блаженство бескрайнего Сознания. Они могут принимать любой облик и являются владыками вселенной, Богами. Джайны не допускают существование высшего Творца или Бога, все подчинено законам, благодаря взаимодействию между одушевленным и неодушевленным. Существует семь категорий бытия. Дживы относятся к первому из семи. Вторая категория состоит из неодушевленных объектов (аджива) - сюда входят: пространство, время, движения и самые различные формы, описывающие материю. Третья категория именуется притяжением (ашрава), которое относится к поглощению кармы, которая загрязняет трансцедентальное Я до такой степени, что оно начинает воспринимать себя ограниченным и тождественным с физическим телом. Четвертая категория — это привязанность (бандха), причиной которой является ложные убеждения, беззаботность, страсть, восприятие себя, как тела-ума. Пятая категория -«защита» (самвара), которая предотвращает образование кармы посредством нравственного поведения. Главной добродетелью джайнского морального кодекса является ненасилие (ахимса), которое запрещает убийство живых существ по любой причине, будь то ради еды или жервоприношения, желания навредить другому существу. Этика составляет основу джайнской йоги, там утверждается, что никакая аскеза или созерцательная практика не могут привести к избавлению, пока человек сам не перестанет причинять страдания другим живым существам. Шестая категория — разрушение (нирджара) - относиться к полному уничтожению кармы, которая вызывается внутренним и внешним подвижничеством. Подобное подвижничество, особенно строгая практика ненасилия (ахимса) не только прекращает приток кармы, но и обращает вспять всю карму. И только тогда может возникнуть седьмая категория (мокша) — совершенное знание. В древней Ачара-анга-сутре (330-332) Вардхамана Махавира говорит о этом состоянии:
«Все звуки отступают, где нет места рассуждению, куда не проникает и ум. Освобожденный не является ни большим, ни малым, круглым либо квадратным; он не черен и не бел; он бесплотен, лишен соприкосновения — он не мужчина, ни женщина и не бесполый. Хотя он воспринимает и знает, нет сравнения дабы описать его восприятие либо знание. Его существо внеобразно. Отсутствует всякое условие для Необусловленного».
Путь, который необходимо пройти, чтобы достичь такого состояния в джайнизме состоит из 14 ступеней, известных как уровни добродетели (гуна-стхана):
1) ложное воззрение; 2) склонность к правильному воззрению; 3) правильное и ложное воззрение; 4) отсутствие самообладания при наличии правильного воззрения; 5) обусловленное самообладание и правильное воззрение; 6) овладение невниманием; 7) управляемое внимание; 8) грубая борьба с прекращением; 9) грубая борьба с непрекращением; 10) тонкая борьба; 11) успокоение заблуждения; 12) исчезновение заблуждения; 13) деятельное преодоление; 14) бездеятельное преодоление.
Здесь представлен путь возмужания человека, идущего от обычной мирской жизни к освобождению. Он начинается с обычного состояния непросветленности, которое находится во власти ложной веры, включая неверное представление о том, что человек тождественен ограниченному уму и телу. Постепенно вырабатывается вкус к правильному воззрению. Теперь искатель понимает, что он преодолевает смертную оболочку. Это знание растет вместе с практикой и неотступно следуя принятому на себя подвигу, тот шаг за шагом продвигается к освобождению.
Джайна-йога для всех. «Йога — наилучшее древо исполнения желаний» (Харибхадра. Йога-бинду) Чтобы начать практиковать джайна-йогу нужен Учитель и определенное отношение к нему. Джайны считают, что для получения наилучших результатов от практик необходимо формировать правильное отношение к Учителю. Это должно быть среднее состояние между благоговением перед Учителем и состоянием объединения своих чувств с Учителем. В Учителе ученик должен видеть только хорошее. Если достичь такого состояния не удается, то это значит, что ученик или не готов, или ему нужен другой Учитель.
В начале практик необходимо установить для себя правила:
1) Определить цель практик: «Объединить себя со своей душой».
2) Выбрать приоритеты - что главное в Вашей жизни.
3) Практиковать систематически. Джайны считают, что благодаря медитации и самодисциплине можно освободиться от болезней и внутренней дисгармонии, несовершения негативных поступков и культивировать позитивное мышление. Это принесет удачу и успех в жизнь. Прэкша Медитация (медитация восприятия) эффективная практика, которой можно научиться за короткое время. Она состоит из нескольких базовых техник, разработанных еще в древности. Эти знания тем более имеют большое значение сейчас, в эпоху техногенной цивилизации. Они способны радикально изменить жизнь человека, это огромная сила и это будет приносить пользу всему миру. Для плодотворной практики начинающим необходимо в жизни придерживаться следующего поведения:
1. «Быть здесь и сейчас» - если кушаешь — только кушать (ощущать прожевывание и проглатывание пищи), если говоришь - только говорить (думать о разговоре, собеседнике) и т.д.
2. Контролировать эмоции - не реагировать на негативное поведение других инстинктивно, не отвечать на зло - злом, отвечать на зло - добром. Только так можно отработать карму. Контролировать необходимо при помощи рациональности. Эмоции как правило возникают, если человек знает, что он неправ.
3. Язык тела — следить за своими внешними проявлениями. Ваш вид должен вызывать у других только положительные эмоции.
4. Речь - говорить мало и по делу - нести в мир только положительную информацию. Болтовня ведет к потере энергии -это признак нездоровья.
5. Видеть в других только хорошее - для этого необходимо изменять свои внутренние установки. К сожалению, мы склонны находить в других хоть что-нибудь плохое.
6. Расширять свои знания о людях, о себе и окружающем мире - т.е. учиться надо постоянно.
Когда человек в состоянии хотя бы хотеть вести себя так, как написано выше, он может начать практиковать. Глубина практики зависит от практикующего. Высокие ступени достигаются регулярными и усердными занятиями. Это позволяет добиться вначале состояния спокойствия ума, что позволяет человеку легко получать и усваивать новую информацию. Вследствие этого меняется его окружение - жизнь становиться радостной и позволяющей находить время для своего духовного развития.
Другими словами ваши родные, близкие, друзья, начальники, подчиненные не мешают вам, а помогают.
Начальные практики таковы:
I. Подготовка 1. Приветствие Учителя 2. Принятие позы, мудры. 3. Проработка мантр. 4. Проработка афоризма цели.
II. Антраятра (вторая ступень) - это путешествие внутри себя.
III. Пранаяма (третья ступень) - это техника дыхания. Пранаяма делится на 2 составляющие: 1. Восприятие дыхания. 2. Восприятие альтернативного дыхания.
IV. Восприятие (четвертая ступень) - восприятие яркого белого цвета в Центре просветления и проработка мантр.
Далее идут более углубленные и специальные практики - это восприятие тела, восприятие психических центров (чакр), восприятие цветов психических центров. Есть специальные техники для правильного восприятия себя, для достижения успеха в работе, для избавления от страха, агрессии, обиды, пьянства и приобретения спокойствия.
Для достижения быстрых результатов джайны рекомендуют практиковать каждый день, желательно утром с восходом солнца, до еды, не менее 15 минут. Лучшим будет результат, если практика будет 30 минут. Можно практиковать один раз в неделю 3 часа. Джайны рекомендуют не есть живых существ (ахимса) и не причинять вреда ничему живому, если вы срываете растение, то только, чтобы утолить свой голод. Кушать после восхода солнца и не кушать после заката - это очень здоровый ритм приема пищи. Это не приводит к истощению, как считается современная медицина - глядя на джайнов-монахов можно сказать, что у них крепкие тела и устойчивая психика, чего очень не хватает многим, ни в чем не отказывающим себе людям.
Джайны различают три вида насилия:
1. насилие для защиты себя; 2. насилие для защиты Родины; 3. насилие из-за собственной агрессии.
Чтобы достичь более высоких состояний в практиках и продвигаться по ступеням, необходимо придерживаться Ямы (воздержание от дурных поступков):
1. Ненасилие (ахимса). 2. Неприсвоение чужого. 3. Правдивость. 4. Сексуальное воздержание (правильное отношение и умение управлять сексуальной энергией). 5. Непривязанность.
Джайны считают, что человек, который придерживается Ямы - (апунар-бандхака), уже устал от мирской суеты и понимает что это рождение может быть последним воплощением в мире сансары, если конечно он будет практиковать.Джайн - значит победитель, он прошел все ступени нашего мира. Мы приходим в этот мир с пустыми руками и также уходим из него.
Череда наших воплощений накапливает бесценный опыт жизни. В каждой жизни мы должны стараться нести пользу людям, учить их добру и красоте, только так мы утончаем наши чувства, приобретаем духовные знания, которые ведут нас еще выше, чем человеческое существование. Мы шагаем по ступеням эволюции, от насекомого к животному, к человеку - качественно меняясь, к Богу. Мы становимся победителями, а значит сильными, но дело не в силе, а в качестве. Любовь - это качество сипы, все остальные качества - это признаки бессилия. Любите и не причиняйте вреда и страданий никому и тогда Вашей силе не будет границ. Только так можно выйти за пределы миров сансары, где освобождение от страданий. Это истинная цель Джайна-Победителя.
Космоэнергет Лебединская Ольга.
Ошибки, совершаемые не только начинающими космоэнергетами
Особенности психического состояния при нарушении работы чакр
Работа с депрессивными пациентами
Нарциссическое расстройство личности
Духовные практики джайнов