Испокон веков гонениям подвергались и бесоодержимые и экзорцисты. Сначала «священная» инквизиция (в "священных кострах" церкви по некоторым источникам сожгли 10 миллионов человек, как еретиков, среди них много неординарных талантливых ученых, а также простолюдинов, обладающих сверхъестественными способностями и конечно основная масса психических больных ), затем ученые атеисты. И только в последнее время, когда ВЕРА и НАУКА начали все-таки постепенное сближение, стало более понятно, что это проблема переплетается и имеет научно-религиозную основу зарождения, а также естественно и излечения.
В медицине одержимость - группа особых психических состояний, характеризующихся чувством подчинённости субъекта враждебной и неодолимой (обычно иррациональной) силе (колдовству и т.п.); может быть симптомом психозов (вид бреда) либо формой психической реакции человека (группы людей) на определённые влияния социальной среды (важные факторы — высокая внушаемость и низкий культурный уровень).
В последнем понимании различают несколько основных форм О. Бесоодержимость была широко распространена, например, в средневековье, особенно среди женщин, испытавших «греховные соблазны» и добровольно, а чаще под пытками инквизиции сознававшихся в преступных связях с сатаной.
При околдованности (т. е. «порче») через заклинание, символические действия, добавление в пищу или питье «приворотного зелья» у «жертв» (при условии их высокой внушаемости) возникают такие формы О., как иссушающая любовь, изнуряющая болезнь и т.п. В конце 19 в. в некоторых местностях Сибири, Якутии и Колымы у целых групп населения наблюдалась своеобразная форма О., проявлявшейся в насильственной (т. е. противоречащей воле и желанию самого одержимого) потребности прыгать, ругаться, передразнивать окружающих. Эта форма О., получившая название мереченья (эмиречения), имеет общие черты с шаманством. В 20 в. аналогичные состояния описаны у островитян Зондского архипелага, южноамериканских индейцев и др.
В зарубежной литературе эти состояния обозначают терминами «латах» (latah), «иму»; наблюдаются преимущественно у женщин и выражаются чаще всего в циничных телодвижениях и выкриках. Амок — немотивированный приступ слепого агрессивного возбуждения, сходный с эпилептическим, согласно современным исследованиям, имеет основу (чувство зависимости от враждебных социальных сил, обида, стыд, «потеря лица» — с точки зрения местных понятий), близкую и др. формам О.
В Библии рассказывается, как дьявол вошел в царя Саула и сделал его безумным. В Евангелии от Матфея говорится: "Когда же настал вечер, к нему (Христу.- В. Л.) привели много бесноватых, и он изгнал духов словом своим и исцелил всех больных". В Евангелии от Марка пишется: "В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал (дух.- В. Л.}... Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него".
В эпоху средневековья "бесоодержимость" принимала характер психических эпидемий. Типичным примером может служить эпидемия "бесоодержимости" в монастыре урсулинок в Луэнде, описанная в руководстве по психиатрии профессором В. П. Осиповым. Мнения известных людей сталкивающихся с этой исключительно сложной проблемой по этому вопросу очень сильно разнятся и они таковы:
Первые упоминания о бесоодержимости относятся к 12-му веку в Патерике Киево-Печерской Лавры. В житиях русских святых есть описания нападения злых сил на иноков и мирян. В 16-ом веке киевский митрополит Петр Могила вводит в богослужебную книгу "Требник" чин "Изгнания злых духов". Нет данных о том, чтобы в то время этот "Чин" применялся сколь либо широко, сопоставимо с западной практикой. Из светской истории известно, что царевна Софья содержала в своей свите несколько кликуш, из которых прилюдно "изгоняла бесов" для подтверждения своей силы.
Св. Иоанн Кронштадский в вопросе о бесноватости переносит акцент на внутреннее душевное устройство - "Бесноватые были прежде, есть они и теперь; только ныне бесы действуют скрытнее и хитрее, чем в старое время. И теперь впрочем бешенных людей очень и очень много. Кому из нас неизвестен нынешний род бешеных пьяниц, есть и другой род беснующихся, это люди злые, раздражительные, гневные, есть беснование скупых, есть бешенство плотской страсти, как равно много и других видов и родов беснования"
Иеромонах Анатолий (Берестов), имеющий степень доктора медицинских наук, предлагает концепцию, синтезирующую святоотеческий подход к беснованию и психоаналитическое учение о подсознании. В своей книге "Число зверя" он пишет "Подсознание, не контролируемое активным сознанием, - входные ворота в нашу душу бесов. Мысли, желания и образы, приходящие к нам изнутри, из нашего подсознания, являются как бы нашими, естественными для нас. Эти мысли и желания могут быть внушены нам бесами телапатически. Дьявол, пройдя невидимо в душу человека, "раздвигает" ворота, увеличивает свой плацдарм. И так, постепенно, если человек не ведет активной борьбы, он становится исполнителем чужой - демонической - воли."
Игумен Герман в своей "Проповеди перед чином изгнания злых духов из человека", изданной по благословению Святейшего Патриарха в 1998 году пишет о том, что в медицине называется душевными болезнями, "в многовековой практике врачевания Русской Православной Церкви именуется порчей и беснованием". Здесь представлена, пожалуй самая крайняя точка зрения - психических болезней не существует вообще, а "под беснованием подразумевается сильное душевное повреждение - бес вошел в сердце человека". Игумен пишет: "Мы помогаем больным исцелиться от этого страшного недуга, читая специальные молитвы, составленные еще в 4-ом веке, окропляя святой Богоявленской водой, осеняя крестом. При этом бесы порой проявляют себя нечеловеческими голосами, как бы каркают и рычат, вопиют, бьются, плачут, сотрясают одержимых. Иногда привозят из других городов больных, связанных цепями."Но колдун может навести порчу только на того человека, у которого по грехам истончается защитная оболочка благодати, препятствующая демонам войти в него. За пределами этой теории остается Евангельский факт, что болезнь может служить "для того, чтобы явились дела Божии" Для о.игумена "всякая болезнь бывает только от грехов".
У архимандрита Лазаря в книге "Таинство исповеди". Здесь, в основном для монашествующих описаны "тонкости и хитросплетения вражии ... Так из книги св.Иоанна Лествичника мы узнаем следующие важные вещи. Бесы во-первых борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, стараются, чтобы сделанное было не по воле Божией. А если и здесь не получают успеха, тогда уже ублажают нас, как живущих во всем богоугодно. Во время молитв лукавый дух напоминает о нужных делах или производит боль в голове, животе, дрожание. Во время гнева лукавые бесы скоро отходят от нас, чтобы мы имели возможность оправдывать себя - "я хоть и вспыльчивый, но скоро отхожу". Сребролюбие часто начинается услаждением при раздаче милостыни нищим, а заканчивается ненавистью к ним. Часто дьявол направляет усилие на то, чтобы монашествующие были боримы противоестественными страстями. Поэтому некоторые из них, находясь в общении с женским полом и не боримые похотью ублажают себя, не разумея того, что где есть большая пагуба, там в меньшей нет нужды".
Более уравновешенные взгляды содержатся в книге священника Родиона "Люди и демоны". По словам автора не все, но лишь "многие болезни возникают в результате воздействия злых духов. Причем итоги этих демонических нападений бывают очень сходы с болезнью естественной". Автор цитирует слова св. Василия Великого, которые могли бы стать надежным ориентиром в обсуждаемом вопросе. "Как не должно бегать вовсе врачебного искусства, так и несообразно в нем одном полагать всю свою надежду"
Много изучали вопрос о "бесоодержимых" русские психоневрологи еще в дореволюционный период. В. М. Бехтерев в предисловии к книге психиатра Н. В. Краинского "Порча, кликуши и бесоодержимые как явление русской народной жизни" писал, что "все существующие наблюдения говорят за то, что болезненное состояние, о котором идет речь, развивается на истерической почве. За это говорит не только припадочный характер, выражающийся криком, падением и целым рядом беспорядочных движений при существовании полной амнезии относительно всего припадка, но и ряд других расстройств, как, например... анастезия тела во время самого припадка... поразительная склонность к повальному распространению болезни".
Патофизиологические механизмы истерии были раскрыты академиком И. П. Павловым. В многочисленных исследованиях он установил, что при врожденном слабом типе нервной системы в коре головного мозга при сильных аффектах (бурная кратковременная эмоция, например, страх, ужас) развиваются тормозные процессы. Распространение торможения на более обширные районы коры полушарий головного мозга приводит к освобождению подкорковых автоматизмов из-под контроля актуального "Я". При этом появляются судорожные припадки и другие аффективные реакции. У больного наряду с приобретенными автоматизмами высвобождаются врожденные. В разряд последних входит и подражание, котороеинтенсивно функционирует в детстве, но с возрастом контролируется. В основе распространения психических эпидемий лежит именно механизм подражания.
К концу 19-го века эта тематика привносится в фокус рассмотрения ученых медиков. Н. В. Краинский в статье "Порча, кликушество и беснование" выделяет характерный симптом указанных расстройств - "боязнь святостей". Автор рассматривает подобные явления как "особый вид сомнамбулизма и отмечает отсутствие у страдающих истерического склада личности. Вместе с тем указывается на связь с проблемами половой жизни"
Видный русский психотерапевт А. А. Токарский в 1904 году написал обстоятельную работу "Отчитывание больных в настоящее время". Он проницательно выделяет два подхода, существовавшие в церковной практике. Первый из них - "путь чудесных исцелений, хотя и ожидаемых, но не предвиденных", здесь нет терапии" рассматривается им как подлинно отвечающий духу Евангелия. Автор указывает на опасность второго пути, представляющегося как "попытка установить определенные приемы, стремление создать нечто вроде божественной терапии, пользуясь которой можно заранее рассчитывать на чудо. Речь идет не о силе веры, не о внутреннем мире и не о действенности чудотворных икон, но о предвиденных результатах самого отчитывания." Указав два основных признака бесоодержимости - знание сокровенного и ненависть к священному, автор отстаивает принципиальный тезис - "Религиозное чувство должно быть соединено с идеей о Боге, но если оно связывается с объектами реальными, и не имеющими символического характера, возникает возможность идолопоклонства и суеверия."
На протяжении 20-го века вопрос о бесоодержимости рассматривался на Западе с различных точек зрения, так что выделение здесь определенных тенденций оказывается затруднительным. В медицинской перспективе упомянем следующие источники. В книге В.Оутс "Религиозная забота о психиатрическом пациенте" описываются психиатрические синдромы у религиозных личностей, в число которых включает демонические овладения. Интерпретация данных состояний осуществляется посредством психологического инструмента - 280-пунктового опросника, с помощью которого обнаруживается корреляция между гордыней в духовной сфере и заболеваемостью шизофренией
В "Британском журнале психиатрии" в 1994 году помещена статья А. Хейла с соавт. под названием "Устойчивая к экзорцизму бесоодержимость, излеченная клопентиксолом". В ней описан клинический случай одержимости у 22-летнего юноши, подтверждаемый, как представителями церкви, так и врачами. При этом проведенный ритуал экзорцизма оказался неэффективным. Проводилась дифференциальная диагностика между диссоциативным состоянием и параноидной шизофренией. На фоне лечения трифлуоперазином и клопентиксолом отмечалась редукция симптомов, несмотря на очевидность подлинной одержимости. Делается вывод о том, что нейролептики способствуют исчезновению симптомов в случаях одержимости, "резистентной к экзорцизму".
Св. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: "В этом нет ничего дивного. Злой дух может входить в общение с человеческим духом и сокровенно влиять на него, внушая, что ему желательно. Между злыми духами и людьми есть некоторое сродство по природе. Но чтобы они взаимно друг в друга входили и друг другом овладевали, это совершенно невозможно. Сказанному нисколько не противоречит то, что бывает с бесноватыми, когда они, одержимые духами нечистыми говорят и делают, чего не хотят и вынуждены бывают произносить слова, которых не понимают. Некоторые так бывают ими овладеваемы, что нисколько не сознают, что делают, а другие сознают и после вспоминают. то и другое бывает от привтечения нечистого духа, не так однакож, чтобы он проникал самую субстанцию души и слившись с нею произносил слова и речи устами страждущего. Никак этого делать они не могут. Дух нечистый закрывает разумительные силы души. Подобное может происходить от вина, от лихорадки и других болезней, приходящих извне. Злой дух не может соединяться с душой так, чтобы сделать ее вместилищем своего существа. Это возможно только для единой Троицы."
Св. Иоанн Кронштадский в вопросе о бесноватости переносит акцент на внутреннее душевное устройство - "Бесноватые были прежде, есть они и теперь; только ныне бесы действуют скрытнее и хитрее, чем в старое время. И теперь впрочем бешенных людей очень и очень много. Кому из нас неизвестен нынешний род бешеных пьяниц, есть и другой род беснующихся, это люди злые, раздражительные, гневные, есть беснование скупых, есть бешенство плотской страсти, как равно много и других видов и родов беснования".
Впрочем, существует и другой полюс. О. А. Ельчанинов в своих воспоминаниях о епископе Антонии (Флоренсове) приводит следующее высказывание последнего: "Я вам опишу, какой мне нужен игумен - сказал Владыка. - Игумен должен бесов гонять. Их много теперь развелось. Никогда ко мне не приходило столько бесноватых, как теперь, после революции. А для того, чтобы иметь силу изгонять бесов и исцелять надо быть бессеребренниками."
П.Майер, отражающий взгляды крупной баптисткой конгрегации говорил: "Многие случаи демонической одержимости могут быть ясно распознаны по следующим признакам: говорение ненормальным голосом; смех и глумление проивоестественным сатанинским образом; сверхъестественная физическая сила и ненормальное поведение; приступы злобы и ненависти при произнесении имени Иисуса Христа. Такая личность может сопротивляться Иисусу еще и тем, что теряет сознание. В подобных случаях мы должны именем Иисуса Христа призвать этих духов в сознательное состояние. Если они продолжают физически мучать одержимого, то победа очень близка. Еще лучше, если они откроют свои имена, когда вынуждены будут выходить один за другим. Борьба может продлиться на недели, но в конце концов должен выйти из одержимой личности и самый упорный дух. При этом одержимый может бросаться на пол (его бросают демоны), из него раздаются старшные голоса, но бывает, что освобождение происходит в полной тишине. Вот признаки, указывающие на освобождение: стихийная молитва, Господу возносится личная хвала и благодарность, глаза начинают светиться и наступает глубокий и мирный сон" .
В статье Иссы Дж. Халила "Восточное Православие и психотерапия", целью которой является познакомить современное общество с традиционой позицией, существующей в Православии, применительно к практике изгнания бесов: "К категории "одержимости" относятся пациенты, которые верят, что связаны или находятся под воздействием "чуждых" сил, те, кто страдает от психических расстройств или не может получить облегчение от врачей, потому что причина болезни лежит в сфере психологии. В Восточных церквах практикуются различные формы экзорцизма. В простейшем варианте, больные склоняют голову под Евангелие, читаемое за Литургией. В другом случае, священник, снимая облачение после Литургии, возлагает его на голову страждущего, а также кладет руки и произносит особые молитвы.
О. В. Емеличив: "Одержимость и изгнание злых духов": "Сатана и бесы действуют на всех, а на некоторых с особой силой. Если это действие происходит снаружи извне, можно говорить об одержимости. Те, в которых злые духи сидят внутри называются бесноватыми. Люди попадают под особое воздействие в основном за грехи свои тяжкие, но также под воздействием колдовства". (8, стр.58-59).
Иеромонах Анатолий (Берестов), имеющий степень доктора медицинских наук, предлагает концепцию, синтезирующую святоотеческий подход к беснованию и психоаналитическое учение о подсознании. В своей книге "Число зверя" он пишет "Подсознание, не контролируемое активным сознанием, - входные ворота в нашу душу бесов. Мысли, желания и образы, приходящие к нам изнутри, из нашего подсознания, являются как бы нашими, естественными для нас. Эти мысли и желания могут быть внушены нам бесами телапатически. Дьявол, пройдя невидимо в душу человека, "раздвигает" ворота, увеличивает свой плацдарм. И так, постепенно, если человек не ведет активной борьбы, он становится исполнителем чужой - демонической - воли" .
Свящ. БОРИСКИН Алексей «Пастырская помощь больным шизофренией», научный руководитель прот. Федор ГУРЯК
Тема пастырской помощи больным шизофренией сегодня чрезвычайно актуальна.
Во-первых, потому что сама шизофрения – являет собой основную проблему современной психиатрии. При всех усилиях ученых, врачей, фармакологов, распространенность заболевания составляет от 1% до 3% населения планеты . В нашей стране на фоне больших социально-экономических изменений, широкого распространения наркомании, оккультизма и сектантства в последние 10 – 15 лет отмечается неуклонный рост заболеваемости шизофренией. При этом врачи говорят о невозможности полного излечения данного заболевания, и что с помощью грамотной психотропной терапии и внимательной социальной поддержке, можно добиться лишь сравнительно длительной ремиссии.
В поисках новых и эффективных методов профилактики и лечения этого заболевания психиатры все чаще обращают свои взоры в сторону Церкви с ее богатейшим духовным опытом. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, четко сказано о необходимости пастырской помощи душевнобольным, а также о сотрудничестве священника и психиатра в лечении к душевнобольных. Однако, до сих пор достаточно широко распространено мнение о недопустимости для православного человека лечения у психиатра, при этом вся психопатология необоснованно сводится к бесоодержимости.
До недавнего времени о вопросах, рассматриваемых пастырской психологией и психиатрией, можно было лишь частично узнать из трудов профессора архимандрита Киприана (Керна), бесед приснопамятного митрополита Антония Сурожского и некоторых других богословов-пасторологов. Причем весь материал был разобщен и неудобен для практического использования священнослужителем. В последние годы, правда, появились новые монографии и публикации на эти темы. Многим пастырям стали знакомы имена проф. Д.Е. Мелехова, игумена Евмения (Перистого), иеромонаха Анатолия (Берестова), таких православных психологов, психотерапевтов и психиатров как А. С. Бочаров, А. В. Чернышев, С. А Белорусов, Б. С. Братусь., А. Г. Данилин, Д. А. Авдеев и других. Но новизна нашей работы состоит в попытке взглянуть на конкретное психическое заболевание (шизофрению) с позиции православного пастыря. Мы также попытались собрать воедино разрозненные практические рекомендации по душепопечению таких больных.
Основная часть нашей работы представлена тремя главами. В первой главе дано описание шизофрении с медицинской точки зрения: ее причин, предрасполагающих факторов, предвестников, симптомов, клинических форм и методов лечения. Во второй - рассмотрены вопросы душепопечения самих больных и их родственников; приведены конкретные рекомендации по пастырской помощи больным шизофренией, с учетом различных индивидуальных особенностей. В конце второй главы описан наш небольшой личный опыт пастырской помощи больным шизофренией в Новгородской областной психиатрической больнице. В третьей главе рассмотрены такие вопросы пастырской психиатрии как дифференциальный диагноз истинного и ложного религиозного опыта, понятия вменяемости и бесоодержимости, применительно к заболеванию шизофренией.
В заключении работы, говоря о сотрудничестве священника и психиатра, делается вывод, что только совместными усилиями работников здравоохранения и пастырей Церкви можно достичь реальных успехов в борьбе с этой тяжелой психической патологией.
«Внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение». Эти слова, произнесенные В.М. Бехтеревым почти 100 лет назад, не потеряли своей актуальности и сегодня.
В речи на годичном собрании Императорской военно-медицинской академии 18 декабря 1897 г.
B настоящую пору так много вообще говорят о физической заразе при посредстве contagium vivum, или физических микробов, что, на мой взгляд, не лишнее вспомнить и о «contagium psychicum», приводящем к психической заразе, микробы которой, хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее, подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты окружающих лиц, через книги, газеты и пр., словом – где бы мы ни находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и, следовательно, находимся в опасности быть психически зараженными.
За несколько десятилетий до возникновения фашистского движения и сталинской диктатуры Бехтерев предостерегал, что воодушевление единой идеей способствует взаимовнушению и самовнушению, причем дальнейшее поведение толпы, людских масс в гораздо большей степени определяется феноменом повышенного внушения, чем самой идеей. Во имя самых благородных идей в этом состоянии могут совершаться любые чудовищные преступления.
СУЩНОСТИ (журнал «Человек и космос») Низкие человеческие страсти не изживаются по мановению волшебной палочки. На это уходит не одно волшебное воплощение. Более того, желания, страсти на определенном этапе способствуют эволюционированию, так как заставляют человека действовать для достижения пока что низкодуховных, материальных целей. На этом этапе трудиться человека могут заставить только его безграничные желания богатства, комфорта, материальных благ. Следить за собой, как за внешностью так и за внутренним содержанием, может заставить эгоистическая любовь. Таким образом, страсти способствуют раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей, так как для достижения желаемой цели приходится активизировать и физическую, и умственную деятельность.
К элементам относятся духи стихий. Гномы – элементалы земли, саламандры-огня, сильфиды-воздуха, ундины - воды. Во всех эзотерических учениях говорится о том, что духи природы (о существовании которых знали все посвященные и философы древности) лишены бессмертного духа, плотных тел (в отличие от человека), а имеют лишь астральные формы. Парацельс полагал, что в то время, как человек состоит из многих видов материи (тело, ум, душа), духи природы состоят только из эфира. Они получили свое название – элементалы – лишь потому, что состоят из одного элемента – эфира. Продолжительность их жизни превышает человеческую (от 300 до 1000 лет). О существовании духов стихий свидетельствовали не толькло мифы, предания, но и древние, религиозные и филосовские учения. Греки называли их “Демонами”, египтяне – “Эфритами”, иранцы – “Дэвами”. В Еврейской Каббале духи стихий
Управляют жизнью 4-х природных стихий, в которых они обитают. Ни один из них не может жить в других элементах. Древние философы утверждали, что человек, бережно относящийся к Природе, находится под особым покровительством природных духов, и наоборот.
Элемталы – это антитипы людей, которым еще предстоит родиться. Этот класс не может объективно сообщаться с людьми.
Все население Астрального мира можно разделить на астральные сущности, которые:
1. не были и не будут людьми;
2. уже были людьми;
3.будут людьми.
Естественные элементалы могут быть названы аборигенами Астрального Мира. Их количество и разнообразие огромны, как и степень их эволюционного развития (как и в плотном мире).
Е. Блаватская пишет, что естественные элементалы - это разнообразные, невидимые космические сущности, занятые созданием всех форм жизни, в том числе и земных – в виде минералов, растений, тел животных и человека. Этот класс аборигенов, которые никогда не были и не будут людьми, казалось бы, это противоречит эволюционным правилам, согласно которым все во Вселенной – рано или поздно, но обязательно проходят через человеческое царство (стадия человека). Поэтому необходимо подчеркнуть, что этот класс не был и не будет человеком на этой Земле и в этом цикле Бытия.
Однако, в одном из циклов Бытия и они станут людьми.
Естественные элементалы появляются в начале каждого нового цикла бытия намного раньше человека. Л.Дмитриева утверждает, что наши физические тела – это фактически огромное количество уплотнившихся астральных существ – элементалов (естественных). Они объединились в один организм, специализируясь для строительства, сложения и поддержания жизнедеятельности наших органов.
Они отличаются по степени бессознательности. Не имеющие форму существа, “космические каменщики”, Строят все формы ( атома, дерева, планеты, человека), а затем направляют в эти формы и жизненную энергию – прану. Строя человеческое тело, духи природы вносят в него и частицы себя, вот почему в человеческом теле присутствуют все стихии. Как созданный человеком предмет не может быть человеком, так и частицы всех стихий, присутствующие в человеке, человеком не являются!
Они создают (строят) человека, растущего в материнской утробе, в соответствии с набором энергий, Накопленных человеком в прошлой жизни. Если чувства, желания, мысли были грубыми, то элементы, составляющие тело новой личности будут ближе к элементам физического тела животного. И наоборот, так как духи природы строят вновь воплощающейся душе новое жилище – тело из подобных, созвучных ей элементов. Е.Блаватская категорически опровергала утверждения некоторых оккультистов, что человек может стать одержимым элементалом. Одержание возможно лишь, когда человек запускает в себя другой класс астральных сущностей – элементариев. А присутствие естественных элементалов в человеке одержанием не является. Разница между элемнталами и элементариями огромна. Первые – не были и не будут людьми, а вторые – это часть в недавнем прошлом человека, который ныне развоплотился. Это человеческий остаток, совершенно бездуховный, но с остатками человеческого ума, земных желаний, ощущений, представлений.
В Древней Индии элементарии назывались гоблинами, а в народных верованиях пишачи. В Индии их еще именуют бхуты. В России – бесами, в Европе - духами, демонами. Элементарии – это “развоплощенные души развращенных людей; это души, которые, еще живя на Земле, отделили от себя божественный дух и тем самым утеряли свой шанс на бессмертие ”,- пишет Е.Блаватская
И говорит, что при нынешнем уровне наших оккультных знаний их можно назвать приведениями или фантомами. Элементарий – это животная душа, разъединившаяся с человеческой. Они делятся на 3 класса.
1. Бывшие люди без какого-либо духовного света, без человеческой души. Это те, кого называют отбросами человеческой эволюции, и вскоре будут уничтожены, как космический мусор. Однако уничтожение это длительное и мучительное, пока монада не сбросит свои оболочки.
Устоять против одержания этими элементариями, которых их страсти и желания примагничивают к Земле, возможно только высокодуховному человеку. Этот класс может войти даже в духов стихий!
2. Остатки личностей большинства земных людей, которые еще далеко несовершенны. После смерти человеку предлагается выйти сразу через две двери. Одна ведет вверх – это дорога человеческой души, через которую душа выходит, взяв с собой лучшие накопления личности. Через нижнюю дверь отбрасывает в Астральный мир ненужные накопления, которые становятся элементариями, Великие Учителя говорят, что люди, достигшие высочайших интеллектуальных вершин, оставляют все свои достижения элементарию, так как они не могут питать душу.
3. К этому классу относятся самоубийцы, жертвы насильственной смерти, несчастных случаев, казни, стихийных бедствий, войн. Вся их трагедия в том, что человеческая душа еще при них. На Земле их считают мертвыми, но они все еще живы. От себя прежних они отличаются лишь отсутствием физического тела. Человек, ушедший с земного плана, а в астральный (кама-локу) не вошедший ( так как таких – не живых, не мертвых, туда не пускают), испытывает страшнейшие мучения. Они как бы зависают в полуфизическом слое – между мирами (Плотным и Тонким).
Имея все кроме тела, они очень хотят жить и стремятся всеми силами привлечь к себе внимание живых людей. Именно они и вызывают полтейгейст. Находя по вибрациям очень сильного счеловека, они “подселяются” к нему. Последний становится одержимым. Это бы с ним не случилось, будь он хоть немного нравственнее.
Нередки такие одержания, когда внедрившийся элементарий полностью овладевает “ хозяином”, пока не вытесняет его полностью из физического тела. Как чудовищны все войны! После них миллионы “живых мертвецов” из-за острой жажды жить становятся одержателями. Давно было замечено, что после войны в народах резко возрастает количество наркоманов, хронических алкоголиков, самоубийц, безумных. Нередко это происходит вследствие мести вселившегося элементария, который без труда отыскивает того, который без труда отыскивает того, кого считает виновным в своей смерти.
Сокровенное учение говорит, что элементалы взаимодействуют с каждой мыслью, желанием, чувством человека. ”Эти существа, хотя принимают чрезвычайно активное участие в нашей жизни, мы не принимаем в свою жизнь. (Как будто бы оттого, что идем под дождем под зонтиком, мы можем сказать, что дождя нет) ” - пишет Л.Дмитриева. Агни-йога учит, что человек Земли состоит из всех стихий нашей планеты. Этому же учил и Парацельс.
Элементалы подразделяются на природные или естественные, и искусственно созданные людьми. Природные духи играют важную и позитивную роль в жизни всей планеты в целом. Но, причиняющий вред Природе или другим людям, человек никогда не сможет быть здоровым ни физически, ни психически, так как элементалы, являющиеся частью его организма, не смогут создать в его теле основу психосоматической гармонии. Наши прадеды знали, что есть духи “добрые”, но есть и “злые”.
Парацельс отмечал, что среди элементалов существуют разные существа по своей “моральной ориентации”. Помимо духов стихий, бескорыстных невидимых тружеников, существуют и другие виды элементалов, имеющие разрушительный характер. Природные духи питаются чистой природной энергией, а вредноносные, паразитирующие элементалы, названные Парацельсом лярвами живут за счет вампиризма, питаясь энергией других существ, в том числе и людей.
Естественные элементалы не имеют собственной формы, но они могут приобретать любую чужую форму! С легкой руки Парацельса природные духи известны каббалистам как гномы (пигмеи), ундины (нимфы), сильфиды и саламандры. Они относятся к классу саганов или к одному из подразделений класса дева. Они относятся к низшим подразделениям (дева-иони). Поскольку они не осознают себя, то они не способны оценить, хорошо или плохо то, что они совершают. Сущности высших подразделений дева, названные в древних мифах Богами стихий, в далекие времена жили среди людей в своем истинном прекрасном облике и обучали людей тайнам природы. Дева-Иони-духи стихий одинаковы, готовы подчиниться любой воле, поэтому их природа опасна.
Многие пациенты, несмотря на обилие заболеваний, и проблем, неохотно, либо вообще не желают расставаться со своими домовыми. ”Мой домовой очень добрый, во всем помогает”, “Он у меня такой хорошенький”, “Я живу одна, домовой скрашивает мое одиночество, если я очищу квартиру, боюсь, что он уйдет” и т.д. Да, одни домовые помогают, другие вредят, но нет среди них таких, которые только помогают или только вредят. Рано или поздно даже самый милый, добрый натворит такое, что с лихвой покроет все свои прежние добрые дела. Кроме того сам факт, что при очищении они уходят, говорит о том, что домовые являются нечистью. А воспользоваться помощью нечисти без последующих тяжелых последствий не удалось еще никому, так как это невозможно в принципе.
Во всем пространстве, которое нас окружает, в том числе и в наших квартирах, офисах, живут различные невидимые существа. Среди них есть и созданные искусственно нами, даже если мы об этом не подозреваем. Думая, желая, чувствуя, мечтая, мы создаем мыслеобразы.
Каждый мыслеобраз, появившийся после любой мысли, каждого чувства – живое существо, созданное человеком. У этих существ нет плоти в обычном, физическом представлении. Их плоть психической природы. Мыслеобразы - это искусственные элементалы, наши “психические дети”. У них нет ни собственного разума, ни собственной воли. Фактически это психический робот. Стремящийся во что бы то ни стало, исполнить волю своего создателя (человека), будь она доброй или злой, ведь элементалы не имеют никакого понятия ни о добре, ни о зле. Элементал заряжен только одной мыслью или одним чувством, Если зарядить элементал на охрану помещения, он это выполнит. Давайте научимся правильно мыслить и желать, и тогда все наши мыслеформы-элементалы станут прекрасными, Если долго нет вестей от близкого человека, ни в коем случае нельзя себе позволить какуюнибудь тревожную мысль, а не наоборот, создать для него чудеснейшие охранные элементалы-мыслеформы.
Созданный любящим сердцем, элементал-защитник будет в таком случае помогать, отгонять все опасные, злые и вредные влияния и служить человеку самоотверженнее преданейшего из друзей.
Очищать помещения нужно всем, не только больным и несчастным. Чем чище помещение, тем лучше все аспекты жизни, в первую очередь – сердечные. Очищают, окуривают и поддерживают чистоту даже в святых обителях. Тем более в очищении, и неоднократном, нуждаются жилища простых смертных, таких как мы с вами. Так как Дева-Иони – это элементалы более низкого рода, по сравнению с космическими “богами”, ими может управлять колдун (феями, гномами, сильфидами, джинами и пр.).
Самые низкие на шкале существа – это ”элементарии” – души и оболочки умерших человеческих существ.
Вопрос по «одержимости» особого внимания и изучения и вся надежда на то, что НАКОНЕЦ будут изобретены приборы, улавливающие и распознающие тонкие энергетические миры.
Ирина Клинтух, магистр Космоэнергетики
Ошибки, совершаемые не только начинающими космоэнергетами
Особенности психического состояния при нарушении работы чакр
Работа с депрессивными пациентами