Школа Космоэнергетики Эмиля Багирова

Психологическое здоровье как фактор духовного развития личности.

Фильтры восприятия или карты реальности, базовые потребности.


Общеизвестно, что необходимым условием космоэнергетического лечения является сотрудничество пациента и целителя. Для эффективного исцеления пациент должен сам начать работу по избавлению от своих негативных эмоций, привычек, черт характера, изменить свое мировоззрение. Первым шагом к такой самостоятельной работе для многих пациентов является первичная беседа на приеме у целителя, где, диагностируя проблемы пришедшего за помощью человека, его ставят перед необходимостью взять ответственность за свои поступки и свою судьбу в свои руки.

Далее, задумавшись о том, что причины своих проблем человек носит в себе, он начинает читать популярные книги по психологии, духовную литературу, посещать лекции и семинары, проходить различные тренинги личного роста и по крупицам находит ответы на свои вопросы. Несомненно, что первым терапевтическим моментом для человека является осознание причин своего неблагополучия. Но для некоторых людей наступает момент, когда перед ними встает вопрос: «Да, я нашел причину своих бед. Да, я осознал негативные черты своего характера. А что же дальше? Ведь мне все еще очень плохо! Как мне отрабатывать мои негативные программы?»

Школа Космоэнергетики Эмиля Багирова

Космоэнергетическое лечение в комплексе с самоосознанием оказывает мощную помощь и поддержку. Но, к сожалению, для некоторой категории людей процесс исцеления затягивается надолго. В этом случае очень важна помощь квалифицированного психотерапевта или психолога, который в состоянии найти и помочь вывести проблему человека из области его подсознания, которую пациент не может обнаружить самостоятельно, и показать направления работы с этой проблемой. Поэтому для того, чтобы эффективно помогать своим пациентам, необходимую освоить эту область науки — психологию, освоить приемы психодиагностики, наработать различные психологические методики и психотехнологии. Некоторые уже имеют профессию психолога или психотерапевта, часть обучается в настоящее время, получая второе образование, а остальным надо сделать это по возможности быстрее, выбрав любую удобную форму обучения, пройдя для начала хотя бы краткосрочные курсы. Не надо думать, что можно ограничиться только самостоятельным чтением научно-популярной (ее сейчас очень много) и даже специальной психологической литературы. Это знание должно быть структурировано, упорядочено и систематизировано!

Системный подход к изучению психологии будет для каждого ступенькой личностного роста. Необхо- димо достаточно многого достигнуть на пути психологического развития, чтобы количество перешло в качество. Невозможно полностью перейти к росту духовному, имея серьезные психологические проблемы. Невозможно заявить о неразрешимых психологических проблемах, находясь на высоких ступенях духовного развития. Психологическое и духовное развитие человека могут и должны происходить параллельно. Человек с развитыми личными качествами может быть и духовен и успешен одновременно. Качества человека и есть тот критерий, по которому можно измерить любую фазу его личного развития.

Когда мы говорим о том, что человек достиг высокого уровня духовного развития, то имеем ввиду то, что он достиг состояния своего Высшего Я. На позиции своего Высшего Я реализуется свое качество безусловно любящего человека.

Для того, чтобы реализовать в себе качество любящего человека, необходимо принять к сведению только три элемента:

Жизнь (или состояние «быть» по Э. Фромму, или благость). Форма (состояние «иметь» или иллюзия). Выбор между ними.

Мы обнаружим, что ежесекундно наше внимание и желание сосредоточены либо на жизни (духе), либо на форме (иллюзии). Реально мы концентрируем внимание либо на одном, либо на другом в каждый отдельно взятый момент. В любой день или час фокус нашего внимания постоянно колеблется между духом и формой. Никто не заставляет нас концентрировать внимание в нежелательном направлении. Мы можем притвориться, что «другие заставляют нас делать это», но это будет лишь оправданием нежелания взять на себя ответственность за то, что происходит в нашей жизни. Это всегда наш собственный выбор! Запомним очень простой факт: мы можем сосредоточиться на жизни или на форме, и каждый из нас делает этот выбор. Мы сами выбираем, какими нам быть: любящими или трепещущими от страха, открытыми или склонными к защите, сочувствующими или обвиняющими.

На чем фокусируется внимание, то и притягивает магнит (фильтры восприятия), а «притянутые» люди, события и ситуации становятся зеркалом, извне отражающим фокус. Мир пространства и времени — совершенное зеркало состояния нашего мышления, и он всегда отражает то, на чем мы сосредоточили внимание. Многие из нас думают: «Конечно же, я желаю и счастья, и покоя, и благословения, и процветания. Так почему же я не получаю их, если это и есть все, о чем я думаю?» Мы повторяем аффирма-ции и говорим, что хотим очищения и света, но по какой-то причине ни то, ни другое не появляется.

Наш мир не отражает наши интеллектуальные аффирмации. Он всегда отражает то, во что мы поистине верим.

Можно начать произносить аффирмации и думать позитивно, но в действительности изменяется лишь аспект внешней формы жизни, поскольку внизу спрятан большой магнит, силовая станция движущих чувств, которые чувствуются нутром, а не головой.

Зная, откуда приходит неприятное чувство, мы должны понять, какой выбор, сделанный в данный момент, генерирует сиюминутное чувство. Сию минуту, сейчас, сегодня. Мы говорим о выборе того, что важно для нас сегодня, и осознании то, на чем мы концентрируем свое внимание сегодня. Можно спросить: «Что же это такое я думаю и делаю, где же внутри меня все это возникает?» И не возвращаться при этом к прошлому. Так можно осознать, что вам не нужно винить другого человека (или себя) или обстоятельства вашей жизни. Есть закон, действующий постоянно:

Все, во что вы истинно верите о самом себе, переводится в нашей ежедневной жизни в чувственный опыт.

Если мы расстроены, чувствуем гнев, обиду, вину, невнимание или неприятие по отношению к себе, то проблема заключена в нашем постоянном сосредоточении на форме. Все, что нам надо помнить — это три простые вещи: мы можем сосредоточить свое внимание на благости, собственной или чьей-то еще иллюзии, и нашем выборе.

Человек способен осознавать, в каком состоянии он находится здесь и сейчас, и делать выбор, в каком состоянии ему находиться.

Это так просто, поэтому это знание так быстро забывается, если оно не переведено в умение. И это так сложно, так как требует определенной дисциплинированности ума. Некоторые люди, которым я предлагала эту технику осознания, через некоторое время говорили мне: «Я еще не готов к этому, я еще хочу немного поревновать, хочу мысленно возвратиться еще и еще к той ситуации и т. п.». Давайте разберемся, что мешает человеку сделать выбор выйти из негативного состояния.

В настоящее время количество людей, стремящихся к духовному развитию, становится все больше и больше. Часто метания и поиски смысла жизни затягиваются, не принося человеку искомого успокоения. И происходит это потому, что наша отяго-щенность неэффективными программами бессознательного, проросшими в повседневную жизнь, не дает нам «взлететь» к вершинам духа, подобно железным оковам, тянущим вниз. Чтобы понять, как происходит духовное развитие, нужно представить, как устроена человеческая психика.

Не детализируя подробности многочисленных психологических моделей структуры человеческой психики, констатируем то, в чем сходятся все без исключения исследователи:

В человеке есть то, что он осознает — сознательное, и то, что он осознать пока не может — бессознательное.

Из многочисленных моделей структур человеческой психики в единстве ее сознательных и бессознательных компонентов, рассмотрим модель Р. Ассаджоли. В этой модели индивидуальное бессознательное окружено коллективным бессознательным и состоит как бы из трех слоев:

— низшего бессознательного, ответственного за координацию телесных функций, инстинктивные стремления, сновидения, образы и комплексы, связанные с интенсивными эмоциями и пр.;

— среднего бессознательного, в пространстве которого протекают наши переживания, а также обычная умственная и образная деятельность;

— высшего бессознательного, или сверхсознательного — источника высших чувств, любви, гениальности, а также состояний озарения и экстаза.

В зоне среднего бессознательного находится наше сознательное Я (центр осознания), главной особенностью которого является способность осознавать себя и окружающих в непрерывном потоке ощущений, мыслей и чувств, которые поддаются наблюдению, анализу и оценке. На основе самосознания у человека формируется Я-образ (Я-концеп-ция) — то, как он себя видит и хочет видеть. Я-образ включает представление личности о себе, своих физических и психологических особенностях: внешности, интересах, склонностях, самоуважении, уверенности в себе и т. д. Я-образ человека является центром его внутреннего мира, той начальной точкой, исходя из которой человек воспринимает и оценивает весь окружающий мир и планирует собственное поведение.

В психологии принято выделять две формы Я-об-раза: реальную и идеальную. Реальный Я-образ — это представление личности о себе, о том, «какой я есть здесь и сейчас». Идеальный Я-образ — это представление личности о себе в соответствии с желаниями, «каким я хотел бы быть». Люди склонны игнорировать или считать ложной информацию, если она не соответствует их представлениям о себе и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, соответствующими Я-образу. Расхождение между этими двумя формами может иметь различные последствия. Оно может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, но, с другой стороны оно же является стимулом для самосовершенствования личности и стремления к развитию.

На вершине и одновременно границе сверхсознательного и коллективного бессознательного покоится наше высшее Я, слабым отражением которого является наше сознательное Я.

Это высшее Я не затрагивается ни потоком разума, ни телесными состояниями и может быть осознано (освоено, достигнуто) только путем интенсивного саморазвития.

Судьба человека — вполне реальное понятие, имеющее, в большинстве своем, психический характер. Записана она в виде набора программ бессознательной части психики. Поскольку эти программы являются бессознательными, а значит, неподдающимися сознательному управлению, мы действительно никуда не можем уйти от собственной судьбы. И жизнь наша оказывается обусловленной и предопределенной, в большинстве случаев далеко не лучшим образом.


ФИЛЬТРЫ ВОСПРИЯТИЯ ИЛИ КАРТЫ РЕАЛЬНОСТИ

Хотим мы того или не хотим, но в окружающем нас мире мы замечаем именно то, что готовы замечать. Так устроена наша нервная система. В определенном смысле человек это просто набор своих фильтров восприятия. Мир вокруг нас — система с бесконечным количеством элементов и взаимосвязей. Воспринять, понять, учесть, запомнить все их — задача неосуществимая. И именно наличие фильтров восприятия, фильтров внимания позволяет нам выделять то, что мы считаем важным, нужным и главным. От наших фильтров зависит наша субъективная реальность. То, какой мир вокруг нас, как мы к нему относимся, каких людей и какие поступки замечаем, какие эмоции у нас возникают, как мы себя чувствуем, все это зависит от фильтров восприятия. Знаменитый лингвист Альфред Корзибский метафорично говорил, что «карта не есть территория», имея в виду, что карта — это лишь представления, созданные нашим мышлением об этом мире. Создание карт реальности, составляющих как бы вторичную реальность жизни человека (и подменяющих первичную — истинную), осуществляется за счет трех основных процессов:

Имиринтирования — одноразовое обучение с образованием особо прочной связи, т. е. мгновенной «впечатки» опыта в ситуации болезненности, слабости и беззащитности.

Обусловливания — этот опыт как бы опосредуется ситуацией (в данных условиях нельзя поступать иначе).

Воспитания (обучения) — приобретения опыта как следствия осознанных или не очень внешних воздействий со стороны родителей других значимых людей.

Итак, карт реальности, или другими словами, фильтров восприятия, большое множество. Однако удачливость и успешность человека, прежде всего, определяется содержанием некоторых метакарт, а именно базовых представлений человека: о себе, о других и о мире. Представления человека о том, насколько в порядке он сам, насколько в порядке другие и насколько в порядке мир, закладывающиеся еще в детстве, задают все его отношения к жизни в широком смысле этого слова.

«Я в порядке — другие в порядке»

Тех, кто сохранил это представление достаточно мало, они не нуждаются ни в какой психологической помощи, они свободно и легко реализуют все свои планы.

«Я не в порядке — другие в порядке»

Те, кто придерживается этого принципа все свои многочисленные обиды на жизнь и других людей, идущую из детства зависимость от родителей и других значимых взрослых, выражают в ощущении беспомощности и ненужности себя при полном или относительном признании благополучия других. Такие люди живут тяжело и грустно, не претендуя на успех; отказываются от инициативы и ответственности, недостаточно уверены в себе, низко оценивают свою жизнь.

«Я в порядке — другие не в порядке»

Такой принцип жизни усваивается в двух случаях: либо когда ребенок растет в атмосфере всепрощения, почитания себя, превосходства над другими, либо, наоборот, при постоянных унижениях, когда ребенок вопреки всем решает доказать свою исключительность. Такие люди постоянно демонстрируют превосходство и самодовольство; подавляют и принижают других, используя их в качестве инструмента для достижения своих целей; борются со всеми, терроризируя близких; устраивают бесконечные разборки и находят врагов даже там, где их не было.

«Я не в порядке — другие не в порядке»

Это карта безнадежного отчаяния и бессилия, когда все что остается — «тонуть» дальше. Зачастую владельцы этой карты проводят жизнь в домах для хронических больных, наркологических, психиатрических стационарах, местах лишения свободы, бомжатниках. Они либо кончают с собой сами, либо бессмысленно и обречено ждут этого конца.


БАЗОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Еще один глубоко лежащий слой программ — базовые потребности. Потребность свидетельствует о недостатке чего-либо. Наша жизнь ограничена той борьбой, которую мы ведем, чтобы обладать желаемым. Когда мы отпускаем желание, то получаем возможность обладать. Любой из нас движим теми основными потребностями, которые лежат в глубине его подсознания. Эти основополагающие стимулы — потребность в одобрении, контроле, безопасности и свободе — формируют ядро всех наших ограничений. Интересно отметить, что каждая потребность включает в себя противоположно направленную силу, т. е. по сути, является дуальностью, и мы испытываем конфликты еще и внутри этих пар потребностей.

Потребность в безопасности/выживании-смерти

Когда мы хотим безопасности, нам кажется, что мы ее лишены. Мы относимся к жизни так, будто ведем непрерывную борьбу за выживание. На любые даже мелкие проблемы мы реагируем так, как будто от них зависит наша жизнь. Мы стараемся избежать риска, даже если это означает отказ от успеха, стараемся избежать конфронтации, даже если она необходима. Мы живем в постоянном ожидании следующей катастрофы.

К потребности в безопасности относятся желание надежности, стабильности, желание выжить, взять свое, защитить себя и других, нападать, защищаться.

Неотъемлемая часть этой потребности — желание смерти. Когда мы хотим умереть, нам кажется, что жизнь — слишком тяжелое для нас бремя. Мы боимся жить, и поэтому нам хочется поскорее покончить с жизнью. Желание смерти нередко сложно отличить от желания безопасности. Распознать его можно по ощущению безнадежности и упадническому настроению, как будто конец уже близок. Иногда — это либо парализующий страх, либо парализующая апатия — кажется, что мы скоро умрем, но нам это безразлично.

Потребность в контроле-подчинении

Когда мы хотим контролировать, то это значит, что мы потеряли контроль и должны предпринять некие действия, чтобы вновь обрести его.

Контроль — это желание изменить ситуацию, а также манипулировать, настаивать, принуждать, делать все по-своему, быть правым, быть наверху.

Как только мы отпускаем потребность в контроле, то мы обретаем контроль. Уместно вспомнить по этому поводу известную молитву: «Господи, даруй мне умение принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что изменить возможно, и мудрость, чтобы отличить одно от другого». Однако, слишком многие застревают в своем желании изменить или контролировать все в своей жизни. Неотъемлемой составляющей потребности в контроле является потребность в подчинении. Когда нами движет эта потребность, мы отчаянно ищем того, на кого можно возложить вину или ответствен- ность за свою жизнь и чувства. Мы нуждаемся в указаниях и подсказках. Предпочитаем следовать, а не вести, быть жертвой, обвинять, следуем принципу «-Я не хочу принимать решения, чтобы не быть ответственным за результаты».

Потребность в одобрении/любви-порицании

Когда мы испытываем потребность в одобрении, то нам кажется, что мы не получаем его. Поэтому мы и стараемся любыми способами получить одобрение, мы сосредоточены на себе, робки и застенчивы, чрезмерно озабочены мнением окружающих, нередко говорим «да», хотя про себя говорим «нет». Мы позволяем другим помыкать нами или указывать, что делать лишь из желания понравиться, берем на себя слишком большую ответственность или взваливаем много обязанностей, считая, что это поможет быть популярнее. Когда мы жаждем одобрения, нам кажется, что нам не хватает любви, и мы должны что-то сделать, чтобы ее получить.

К потребности в одобрении и любви относятся желания: любви, признания, восхищения, заботы, быть замеченным, понятым, любимым.

Составляющей частью этой потребности является потребность в порицании. Когда мы нуждаемся в ней, нам кажется, что мы не нуждаемся в одобрении. И мы ведем себя так, чтобы избегать одобрения, при этом чрезмерно озабочены мнением окружающих, хотя и притворяемся, будто оно нам глубоко безразлично. Мы нередко говорим «нет», хотя с такой же легкостью могли бы сказать «да», избегаем ответственности и оставляем незавершенными многие важные дела. Эта потребность распознается по характерному отношению «оставьте меня в покое», желанию прятаться, находиться в одиночестве, быть непонятым и непризнанным.

Потребность в независимости-единстве

Когда мы нуждаемся в безопасности, нам кажется, что мы не хотим быть частью чего-либо или должны сохранить самостоятельность своей личности. И мы действуем таким образом, чтобы сохранить свою независимость. Мы постоянно подчеркиваем свою уникальность, индивидуальность, намеренно отделяем себя от всех и всего, стремимся доказать, что другие лучшие, особенные. Постоянно требуем от окружающего мира: «Оставьте меня в покое». Когда мы жаждем независимости, то разрываемся в двух направлениях: мы стремимся оторваться от всех и всего или же выделиться из толпы. Мы не желаем быть обыкновенными, средними, такими как все.

К потребности в независимости относятся желания: быть одному, отвергать, выделяться, быть особенным, отторгать.

Составная часть этой потребности — стремление к единству. Когда мы к этому стремимся, то хотим стать частью чего-либо, растворить собственную личность и слиться с другими или со всем окружающим миром, — это желание нередко движет людьми, идущими по пути духовного познания. Мы находимся в постоянном поиске гармоничного единства, игнорируя единство, изначально нам присущее. Как и в случае с потребностью в независимости, стремление к единству занимает столь важное положение, что диктует каждое слово, мысль или поступок. Но пока мы испытываем потребность в единстве, то всегда, в большей или меньшей степени, чувствуем себя одинокими и стремимся избавиться от одиночества и изолированности.

Как определить потребность, с помощью которой вы препятствуете своим личностным изменениям?

Представьте себе, что вам только что вручили четыре свертка с надписями: «стресс и боль», «отказы и препятствия», «критика и насмешки», «бессмысленность и незначительность». Условие задачи таково: даже если вам не нравится содержимое всех четырех свертков, вы можете отказаться только от одного из них. Какое содержимое вызывает у вас наибольшую неприязнь? Прочтите надписи на этих свертках вслух и выясните, не проявляются ли у вас какие-нибудь ощутимые физические реакции после прочтения каждого из названий. В таком случае, это верный признак того, что вы обнаружили свою ведущую потребность. Итак, выберите сверток с самым неприятным для вас содержимым и посмотрите название своей потребности.

Стресс и боль - Безопасность/выживание

Критика и насмешки - Контроль

Отказы и препятствия - Признание/любовь

Бессмысленность и незначительность - Независимость.

Существует ряд методик, которые помогают снять ограничения, обусловленные этими программами, но формат этого выступления, к сожалению, не дает возможности более подробно остановиться на их рассмотрении, которое более детально должно проходить в рамках семинарских занятий.

С точки зрения программ человеческой деятельности и карт реальности возможны следующие патологии, приводящие к ухудшению качества жизни человека.

Карты и программы изначально были недостаточно эффективными.

Например, к числу наиболее известных применяемых в психотерапии патологических карт и обеспечивающих их реализацию программ относятся, выделенные М. и Р. Гулдингами, а также принятые и переработанные ребенком родительские предписания: не делай, не будь, не сближайся, не будь значимым, не будь ребенком, не взрослей, не добейся успеха, не будь собой, не будь нормальным, не будь здоровым, не принадлежи.

Человек вырастает, ему многое уже позволено делать. Более того, общество даже ждет от него, что он будет это делать. Но, человек автоматически продолжает выполнять эти предписания.

Карты и программы просто устарели и перестали в необходимой степени соответствовать действительности.

К примеру, практически полным несоответствием карт и программ людей, выросших в условиях социализма, реальностям современной рыночной экономики более всего и объясняется прогрессирующая нищета и невозможность вписаться в капиталистические отношения большинства представителей старшего поколения.

Ранее эффективные карты и программы человека перестали нормально функционировать вследствие, например, посттравматической реакции на некоторое событие.

Единственным способом изменения этой предопределенности является работа с собственным бессознательным, т. е. изменение всех тех программ, которые определяют направление, ход и течение нашей жизнедеятельности.

Итак, путь духовною развития — это движение нашего сознательного Я к нашему высшему Я, а на высоких ступенях развития — слияние с ним. Но это невозможно без овладения областью низшего бессознательного, т. к. скрытые там программы не дают нашему сознательному Я быть достаточно осознанным для такого движения. Эти программы могут и вовсе никак не отмечаться в сознательной части психики, однако их присутствие в бессознательной ее части бесспорно и вполне достаточно, чтобы сузить степень личной свободы до мизерного количества вариантов развития событий, когда кажется, что ты волен выбирать свою дорогу, а на деле получается, что давно попал в чужую колею. Поэтому возникает вопрос об осознанности тех выборов, которые мы осуществляем в течение жизни и их влиянии на нее.

Т. Ирхина, магистр космоэнергетики. Ростов

 

 

Журнал "Человек и Космос"